Святой равноапостольный Великий князь Владимир и Крещение Руси

…История покаяния

Святой равноапостольный князь Владимир еще при жизни получил в народе ласковое прозвище — Красно Солнышко. Наверное, нет сегодня в нашей стране человека, который бы не знал о том, что именно он принес свет Православия на Русскую землю. Чуть больше тысячи лет назад по его инициативе произошло это величайшее событие — Крещение Руси, которое не только изменило весь ход отечественной истории, но и предопределило ее развитие на много веков вперед.

Однако за всеми громкими и справедливыми похвалами князю Владимиру, за всеми его историческими свершениями может остаться непонятым один очень важный момент: а что же изменилось в жизни самого князя, да и всего русского народа, благодаря принятию Православия? Почему мы празднуем это событие как национальную победу, а не оплакиваем как поражение? Ответ на этот вопрос можно найти в биографии Владимира Киевского. Крещение рассекло его собственную жизнь на две половины, разительно отличающиеся друг от друга. И по тому, какими делами и чувствами была наполнена каждая из них, можно хотя бы приблизительно представить себе, что же привнесло христианство в русскую душу, а что вымело оттуда начисто.

Воспитанием юного князя с восьмилетнего возраста занимался его дядя, Добрыня Любчанин. Каким было это «воспитание», ясно показывают его плоды: повзрослев, Владимир изменой завладел Киевом, приказал убить своего старшего брата Ярополка, а его невесту, полоцкую княжну Рогнеду, изнасиловал прямо на глазах у ее связанных родителей. Кроме пяти жен у молодого киевского князя в разных местах было еще около 800 наложниц.

Владимир любил воевать и после удачных походов совершал человеческие жертвоприношения перед идолами Перуна. Среди канонизированных христианских мучеников есть двое — Феодор и его сын, младенец Иоанн, которые в 983 году были убиты воинами Владимира за то, что Феодор отказался добровольно отдать своего ребенка в жертву Перуну. До крещения Руси оставалось еще пять лет…

Но что же произошло с Киевским князем после того, как он стал христианином? Сам он говорил об этом так: «Господи! Был я как зверь, жил по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!»

Владимир совершенно прекратил военные походы на соседей, со всеми народами жил мирно, и лишь дикие печенеги своими набегами вынуждали его применять оружие. Всех своих прежних жен и наложниц он отпустил, сочетавшись христианским браком с царевной Анной.

Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир-христианин полностью отменил в своем княжестве смертную казнь, так как теперь не хотел наказывать даже убийц и грабителей. Лишь по просьбе греческих епископов, обеспокоенных разгулом преступности на Киевской земле, князь с большой неохотой снова ввел наказание смертью. На княжеский двор отныне был открыт доступ всем бедным и нуждающимся. Владимир щедро раздавал людям еду, одежду, деньги. Он выкупал из кабалы должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные нищие не в силах приходить к нему за помощью, он приказал развозить по улицам Киева мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. Зная обо всем этом, нетрудно понять, почему он получил прозвище Владимир Красно Солнышко. Никогда еще люди на Руси не видали в князьях такой любви к своему народу. Потому и отвечали ему такой же искренней любовью, увековечив его имя этим добрым прозванием.

Сейчас модными стали разговоры о том, что христианство якобы уничтожило культуру Древней Руси. Можно с этим долго и аргументированно спорить. А можно не тратить попусту слова и аргументы и просто попросить сторонника подобных взглядов представить себя на месте отца ребенка, которого носители этой древней культуры собираются сжечь перед истуканом Перуна. Или, к примеру, на месте жены умершего славянского князя, которую по обычаям этой культуры должны заживо похоронить вместе с мужем в одной могиле. Или хотя бы на месте родителей Рогнеды, которых еще принадлежащий тогда к этой самой культуре Владимир связал и заставил смотреть на то, что он делал с их дочерью.

Может быть, тогда даже самым упертым любителям древнего русского язычества станет немного понятнее, от какой «культуры» покаявшийся князь Владимир навсегда избавил свой народ.

(сайт журнала «Фома»)


Сегодня особое молебное пение в честь Крещения Руси было совершено дважды.  Сначала в Свято-Успенском храме с.Успенского.

Затем в пос.Мичуринском, где зарегистрирован приход во имя святого равноапостольного князя Владимира.

Хотя в поселке еще очень далеко до появления храма и нет престола, но уже отмечается Престольный праздник. Он собирает крайне небольшое количество людей в этом населенном пункте, — можно сказать, это показатель того, что мичуринская община не растет и никак не развивается. Прошел год со смерти первой старосты и инициатора регистрации общины в поселке – Любови Алексеевны Довгалевой. Молитвенная комната стала открываться еще реже – теперь в среднем раз в неделю: воскресным утром, для совершения обедницы.

Прот.Анатолий Ложкин со смешанным радостно-грустным чувством поблагодарил «малое стадо» за присутствие на молебне. И в который раз призвал усилить молитвенную жизнь, хотя бы раз в месяц приезжая на Божественную литургию в Свято-Успенский храм с.Успенского. Не забывать совершать утренние и вечерние молитвы. Без этого подлинное воцерковление невозможно в принципе.

После молебна, все вернулись в молитвенную комнату, где отслужили панихиду по р.Божией Любови.

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира, глас 4.

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер — Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

А еще 28 июля святые именины отмечает наш дорогой батюшка, иерей Владимир Бондаренко. Многая и благая лета!!!


(68)

Святой равноапостольный Великий князь Владимир и Крещение Руси: Один комментарий

  1. ОКУЛОВИЧ ВАЛЕНТИНА

    Господь удостоил меня своей милости. В этот праздничный день побывала и на молебне, и на панихиде. Святой равноапостольный князь Владимир особо чтим в нашей семье. Мой покойный супруг носил это имя. Старший сын и его внук тоже наречны Владимирами.
    Благодарна Господу наконец — то смогла побывать на службе в п.Мичуринском на месте будущего храма во имя этого святого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *