Служба Божией Матери: молитва

От Успенского округа на встречу иконы прибыли все священнослужители, некоторые со своими родными, а также несколько прихожан.

Выехав заранее из-за гололеда, мы, тем не менее, прибыли с опозданием. Причиной стала огромная пробка из-за аварии с пятью машинами на мосту через р.Уруп.
Разведав безнадёжную обстановку, многие водители стали разворачивать свои автомобили. Но о.Анатолий сказал твердо: «Будем пытаться до последнего; хоть к концу молебна, но мы должны приехать».

Каково же было наше изумление, когда, войдя в ворота Свято-Никольского кафедрального собора, а затем в сам храм, мы увидели множество выстроившихся в две шеренги священников! Вскорости после нас в храм вошел прот. Георгий Петров, потом прот. Максим Скороходов. Все мы в итоге успели; и даже немного постояли в ожидании. Все это время в глубине храма певчие исполняли тропари и стихиры Богородице.  

И вот служба началась! Душа ликовала и трепетала. Во-первых, дивная, внушительных размеров икона «Геронтиссы». Пресвятая Дева на ней в полный рост, молитвенно простирает руки, а риза — в мягких оттенках серебра.

Первые минуты молебна прошли еще в шуме, пока весь народ рассредоточился по храму, расставили свечи. А к моменту акафиста наступила тишина. Начал и завершил акафист Пресвятой Богородице его Преосвященство епископ Игнатий. А затем поочередно каждый икос и кондак читал новый священник. Это настолько трогательно! И еще, это помогает вниманию мирян не рассеиваться, у кого есть такая проблема.

Икос 1

А́нгел предста́тель с Небесе́ по́слан бысть рещи́ Богоро́дице: ра́дуйся, и со безпло́тным гла́сом воплоща́ема Тя зря, Го́споди, ужаса́шеся и стоя́ше, зовы́й к Ней такова́я:
Ра́дуйся, Е́юже ра́дость возсия́ет;
ра́дуйся, Е́юже кля́тва изче́знет.
Ра́дуйся, па́дшаго Ада́ма воззва́ние;
ра́дуйся, слез Е́виных избавле́ние.
Ра́дуйся, высото́ неудобовосходи́мая челове́ческими по́мыслы;
ра́дуйся, глубино́ неудобозри́мая и а́нгельскима очи́ма.
Ра́дуйся, я́ко еси́ Царе́во седа́лище;
ра́дуйся, я́ко но́сиши Нося́щаго вся.
Ра́дуйся, Звездо́, явля́ющая Со́лнце;
ра́дуйся, утро́бо Боже́ственнаго воплоще́ния.
Ра́дуйся, Е́юже обновля́ется тварь;
ра́дуйся, Е́юже покланя́емся Творцу́.
Ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.

Духовенство держало в руках акафистники, миряне же, желающие петь акафист вместе с ними, достали смартфоны и нашли текст в электронном виде. По всему храму вскоре возникли островки голосов, вливающихся в общий хор. Совсем рядом с нами, немного позади, молились матушки Виктория Боднарчук и Нонна Мудрик. Ухо музыканта в окружающей многоголосице различало их голоса, — прекрасные голоса опытных  регентов и певчих, которые сейчас воспевали хвалу Божией Матери вместе со всеми. Как здорово, когда мы собираемся вместе, когда чувствуем молитвенную связь друг с другом…

Вот и к нам, с матушками Людмилой и Ксенией, вскоре присоединились Лена и Марина Шмигельские. Приятно слышать рядом чистые колокольчики детских голосов:

Ра́дуйся, Звезды́ незаходи́мыя Ма́ти;
ра́дуйся, заре́ та́инственнаго дне.
Ра́дуйся, пре́лести пещь угаси́вшая;
ра́дуйся, Тро́ицы таи́нники просвеща́ющая.
Ра́дуйся, мучи́теля безчелове́чнаго измета́ющая от нача́льства;
ра́дуйся, Го́спода Человеколю́бца показа́вшая Христа́.
Ра́дуйся, ва́рварскаго избавля́ющая служе́ния;
ра́дуйся, тиме́ния изыма́ющая дел.
Ра́дуйся, огня́ поклонение угаси́вшая;
ра́дуйся, пла́мене страсте́й изменя́ющая.
Ра́дуйся, ве́рных наста́внице целому́дрия;
ра́дуйся, всех родо́в весе́лие.
Ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.

В какой-то момент пения я ясно осознала: да, девочки не могут понимать всей глубины  аллегорий и сравнений, которыми богат текст акафиста. Но я видела детские глаза, светящиеся нежностью и умилением. Ум не все вмещает, а душа — дышит и насыщается благодатью… 

Более того, мало кто из взрослых сможет сходу объяснить любой подстрочник этого текста. Но ведь об этом же и сказано: «Ра́дуйся, высото́, неудобовосходи́мая челове́ческими по́мыслы; ра́дуйся, глубино́, неудобозри́мая и а́нгельскима очи́ма». Как можно узнать из толкования, речь здесь идет о величии Пресвятой Девы, а Боговоплощение остается непостижимой тайной и для людей, и для ангелов.

Сам текст — превосходный образец гимнографии. Вслушаемся в поэтические церковно-славянские строки:

Ра́­дуй­ся, ле́ствице не­бе́с­ная, Е́ю­же сни́­де Бог…

***

Ра́­дуй­ся, Свет неизрече́нно ро­ди́в­шая…

***

Ра́­дуй­ся, ра́йс­ких две́рей отверзе́ние…

***

Ра́­дуй­ся, Звезды́ незаходи́мыя Ма́­ти; ра́­дуй­ся, заре́ та́инственнаго дне…

***

Ра́­дуй­ся, дре́­во светлоплодови́тое, от него́же пита́ются ве́рнии…

***

Ра́­дуй­ся, ба́­не, омы­ва́ю­щая со́­весть; ра́­дуй­ся, ча́ше, че́рплющая ра́­дость…

Разве сможет передать эту небесную красоту обедненный перевод на русский язык…

Великий акафист, читаемый в субботу Акафиста — здесь о рождении этого жанра, а также толкование текста.

На протяжении всего богослужения, по обеим сторонам иконы стояли алтарники с рипидами в руках, и почтительно склоняли их к лику Пречистой.

Рипиды — элемент утвари православного богослужения архиерейским чином.
Интересно их происхождение и первоначальная роль в богослужении. 

Термин «рипида» происходит из греческого языка и переводится как опахало. Сейчас это архиерейское опахало с изображением серафима.
Родиной Р. является Ближний Восток, и изначально функция их была исключительно практической. Р. использовались, чтобы отгонять летающих насекомых от Евхаристических сосудов с хлебом и вином, которые в определенный момент богослужения ставят на престол, и с которых снимают тканевые покровцы. После перенесния Даров два диакона должны были держать Р. над сосудами с обеих сторон престола, слегка помахивая ими.
Кстати, даже сейчас при рукоположении диакона ему дается Р., и до конца богослужения он также веет ею над Евхаристическими сосудами, как напоминание о древней диаконской обязанности.

Потом Р. стали украшать изображением херувимов, их стали делать уже из металла, вместо легких азиатских опахал. В северных странах — таких как Россия — Р. вообще утратили свое изначальную практическую функцию, став лишь символом присутствия Небесных Сил бесплотных, напоминая всем молящимся об их постоянном присутствии в храме, хоть и невидимом для глаз.

Сейчас Р. , наряду с особыми подсвечниками — дикирием и трикирием, орлецами, жезлом (посохом) — являются принадлежностью только архиерейского богослужения. Р. осеняют дискос и потир на великом входе за литургией, их выносят в уставных местах архиерейской службы, и в других важных случаях.
Р. осеняется гроб почившего архиерея. 

Особое волнение возникло, когда Владыка Игнатий запел величание Пресвятой Деве на греческом языке. Это очень символично, подумалось мне: греческим пением провожали святой образ из горы Афон, и греческим пением встретили ее на нашей русской земле…

После молебна Владыка поблагодарил всех за совместную молитву и произнес проповедь, рассказав и об иконе, и об истории ее появления в нашей Епархии. Добавил, что из-за болезни, игумен монастыря Пантократор не смог приехать в Россию, но икону сопровождают не менее серьезные люди.
Владыка пригласил всех молящихся на воскресную литургию, а затем все получили возможность приложиться к святому образу. Родителей с детьми пропускали в первую очередь, затем обе очереди чередовались,  все прошло мирно и тихо.


Всех отходивших от святой иконы, протоиерей Геннадий Волков помазывал святым елеем.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

  Ольга Ложкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(108)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *