Неделя святых праотцев в Свято-Успенском приходе с.Успенского

24 декабря.
Неделя 29 по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым,
святых праотец.

Алтарное служение совершал иерей Александр Шмигельский, исповедовал иерей Димитрий Савенко. Протоиерей Анатолий в это же время совершал богослужение в Михаило-Архангельском приходе ст.Убеженской.

Малый вход на Литургии, с Евангелием 

Тропарь, глас 2:
Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́, / от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь: / хва́лятся в сла́ве святи́и, / я́ко от се́мене их есть Плод благосла́вен, / без се́мене Ро́ждшая Тя. // Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Кондак, глас 6:
Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше, / но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии, / в по́двизе огня́ просла́вистеся, / среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте: / ускори́, о Ще́дрый, и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу, // я́ко мо́жеши хотя́й.

Апостольское послание прочел Артемий Кусков.

Перед Причастием для всего народа Божия, молящегося на Литургии, читалась история святых праотцев:

«Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь на­чи­на­ет при­го­тов­лять нас к ве­ли­ко­му дню Рож­де­ства Хри­сто­ва по­сред­ством Рож­де­ствен­ско­го по­ста. По ме­ре то­го, как мы при­бли­жа­ем­ся к это­му дню, Цер­ковь осо­бым об­ра­зом от­ме­ча­ет по­след­ние два вос­кре­се­нья пе­ред Рож­де­ством и под­чер­ки­ва­ет их зна­че­ние на­зва­ни­я­ми несколь­ко ины­ми от обыч­ных вос­крес­ных дней. За две неде­ли до Рож­де­ства мы от­ме­ча­ем Неде­лю (т.е. вос­кре­се­нье) Свя­тых Пра­от­цев. Вос­кре­се­нье непо­сред­ствен­но пе­ред Рож­де­ством на­зы­ва­ет­ся Неде­лей Свя­тых От­цов.

Чем от­ли­ча­лись свя­тые пра­от­цы и кто они бы­ли та­кие? Сло­во «пра­от­цы» имен­но то и озна­ча­ет: на­ши пра­ро­ди­те­ли. Са­мые даль­ние на­ши пред­ки бы­ли Адам и Ева, а за ни­ми сле­до­ва­ли биб­лей­ские пат­ри­ар­хи Ной, Ав­ра­ам, Иса­ак, Иа­ков и дру­гие, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Биб­лии. Что бы­ло в них осо­бен­но­го? Адам и Ева бы­ли пер­вы­ми людь­ми ко­то­рые со­гре­ши­ли, но они же бы­ли и пер­вые ко­то­рые по­ка­я­лись. За свои гре­хи они ка­я­лись всю свою жизнь.

Икона праотца Адама

Праотцы не обязательно являются предками Иисуса Христа по плоти. Главное в их почитании то, что они являют собой прообразы грядущего избавления от вечной смерти. В православной традиции к праотцам относят: Адама, Авеля, Сифа, Еноса, Мафусаила, Еноха, Ноя и его сыновей, Авраама, Исаака, Иакова и 12 сыновей Иакова, Лота, Мелхиседека, Иова и многих других. В древнееврейском тексте Библии они названы «отцами», в греческом переводе (Септуагинта) их именуют «патриархами» (с греч. «родоначальники»).

К их сонму относят также женщин – праматерей Еву, Сарру, Ревеку, Рахиль, Лию, сестру Моисея пророчицу Мариам, судью Израиля Девору, прабабушку царя Давида Руфь, Юдифь, Есфирь, мать пророка Самуила Анну, иногда и других женщин, чьи имена сохранились в Ветхом Завете или в церковном Предании. Из новозаветных лиц в сонм праотцев включают также праведных Симеона Богоприимца и Иосифа Обручника. К праотцам православная традиция относит также праведных Иоакима и Анну, именуя их «богоотцами». О них мы знаем не из Св. Писания, а из Св. Предания, но их имена вписаны в историю спасения человечества.

Об­щим зна­ме­на­те­лем всех Пра­от­цев бы­ла их ве­ра в ис­тин­но­го Бо­га, Твор­ца это­го ми­ра и все­го ви­ди­мо­го и неви­ди­мо­го, как мы по­ем в Сим­во­ле Ве­ры за каж­дой Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей.

Согласно иконописной традиции, праотцев изображают в основном седобородыми. Так в одном греческом иконописном подлиннике читаем: «Праотец Адам, старец с седою бородою и с длинными волосами. Праведный Сиф, сын Адама, старец с дымчатою бородою. Праведный Энос, сын Сифа, старец с раздвоенною бородою. И т. п.». Исключение составляет только Авель, о котором написано: «Праведный Авель, сын Адама, юный, без бороды».

Как правило, праотцев изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания. Например: «Праведный Иов, старец с круглою бородою, в венце, держит хартию со словами: Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Некоторые праотцы могут быть представлены с символическими атрибутами: так, Авеля изображают с овечкой в руках (символ невинной жертвы), Ноя — с ковчегом, Мелхиседека с блюдом, на котором сосуд с вином и хлебами (прообраз Евхаристии).

Икона святого Ноя — с ковчегом. По низу иконы — «твари по паре»

Свя­тые пра­от­цы очень стро­го и вер­но при­дер­жи­ва­лись всех за­ко­нов, ко­то­рые Бог им по­сы­лал: они ни­ко­гда не ком­про­ме­ти­ро­ва­ли свою ве­ру из-за окру­жа­ю­щих об­сто­я­тельств. Они твер­до ве­ри­ли, что прав­да бы­ла прав­дой, а крив­да – крив­дой, вне за­ви­си­мо­сти от то­го, что де­ла­ло и ду­ма­ло боль­шин­ство дру­гих лю­дей. Ины­ми сло­ва­ми, свя­тые пра­от­цы не сле­до­ва­ли че­ло­ве­че­ско­му уче­нию о «по­ли­ти­че­ской кор­рект­но­сти»! Не все­гда это бы­ло им лег­ко, но они ни­ко­гда не по­сту­па­лись сво­ей ве­рой» (по материалам сайтов Азбука Веры,  «Нескучный сад»)

Проповедь по окончании  Литургии произнес о.Александр. Слова предназначались и для невоцерковленных людей, но еще больше, может быть, для людей церковных… Батюшка обратил внимание на смысл причти о званных на пир, которая звучала в Евангельском чтении. Назвал ее важной и страшной…

Потому что мы не всегда откликаемся на Божий призыв. А ведь Сам Господь зовет каждого из нас на этот пир каждый раз — на каждую воскресную службу, на каждый праздник! А мы ищем и находим всё новые причины вокруг нас, чтобы не идти. Но в конце земного пути все заботы и бесконечные хлопоты, которыми мы отговаривались, пропуская службы, уйдут, обратятся в ничто. И после смерти предстанет каждый из нас с ответом пред лицем Господним… Потому что каждого Господь призывает, а если уж сам человек отворачивается от Господа — то по своему свободному произволению.

Свято-Успенский храм перед воскресной Литургией 24 декабря 2017 года

Как бы подтверждая горькие слова о.Александра, как раз в этот день в нашем храме было весьма немноголюдно. Потому и чтение о подвиге праотцов, и проповедь о.Александра слышали не все. А жаль… То ли недавнее празднование святителя Николая позволило некоторым пропустить воскресную Литургию, то ли снежок испугал. Как бы то ни было, менее 140 человек собралось на общую молитву, что по нынешним меркам нашей общины мало.

В Неделю святых праотцев в нашем приходе всегда есть именинница — Лилия (Лия) Васильевна Макогон, которая носит имя в честь святой Лии, первой жены Иакова. Многая и благая лета! Она, вместе с супругом, Вениамином Григорьевичем, одни из старейших прихожан нашего храма, с первых лет основания Свято-Успенского прихода. Лия Васильевна бессменно более 20 лет несет клиросное послушание. Несмотря на почтенный возраст, своим трепетным и ответственным отношением к этому важному поприщу она является вразумляющим примером клирошанам и помладше.   

                              Батюшка поздравил именинницу и одарил святой иконой

После целования Креста, взрослые и дети разошлись по своим занятиям. Дети ушли на репетицию, готовить под руководством С.Б.Савостиной Рождественскиий утренник.

Часть прихожан поднялась наверх, где продолжила работу Воскресная школа для взрослых. Иерей Димитрий, по традиции, в начале занятия рассмотрел Евангельское чтение дня — притчу о званных на пир.

«Причины, которые выставлены званными, вовсе не представляются совершенно нелепыми: действительно, могла быть нужда у купившего землю посмотреть, какие работы нужно поскорее на ней начать (можно упустить, например, время посева). Менее основательно извинение купившего волов, но все же и он мог иметь в виду, что, тотчас же испытав их и найдя негодными для работы, он имел возможность возвратить их скотоводу-хозяину, который гнал гурт волов в другое место и которого уже после нельзя было сыскать. Еще более основательной представляется извинение третьего, потому что и сам закон освобождал молодожена от исполнения общественных обязанностей (Втор. 24:5). Но, во всяком случае все эти причины, с точки зрения Христа, оказываются недостаточными, ясно, что Христос под «человеком», устроившим пир, имеет в виду Самого Бога, а для Бога, конечно, человек должен пожертвовать решительно всем в жизни».  Толкование А.П.Лопухина 

Имея в виду фундаментальное толкование этой притчи, батюшка раскрыл ее смысл и применительно к современным условиям. Как в широком смысле понять аллегории: о купленном поле — о приобретенной паре волов — о женитьбе? Это наши заботы о движимом и недвижимом имуществе — работа и прочая деятельность — условия семейной жизни. Всё это, не являясь греховным, становится таковым, когда препятствует исполнять нам Божии заповеди.

В завершение занятия, был показан д/ф «Начало» Е.А. Авдеенко. Фильм, снятый в конце 1990- годов, про подростков и для них, оказался очень интересен и полезен также и взрослым людям.

Свято-Успенский храм 23 декабря, после вечерни святым праотцам

Ольга Ложкина

Фото автора

 

(382)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *