Христославы. Отрывок из книги прот. Анатолия Ложкина «От сердца к сердцу»

Х Р И С Т О С Л А В Ы

«Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаем и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».

А.С.Пушкин,  статья «О народности в литературе».

Двадцать пятого декабря *** года в дверь осторожно постучали. Вошли двое в масках. Коренастый крепыш пробасил: «Давай, начинай». Высокий товарищ его, не  опуская пистолета, левой рукой вытащил из кармана и бросил мне в лицо горсть пшена:

Сеем — веем, посеваем, С Новым Годом поздравляем, — дружно завопили пришельцы.

Открывайте сундучки, Доставайте пятачки. 

Дайте тыщу, дайте пять. Не жалейте двадцать пять.

Если вы богаты, Дайте ползарплаты.

Дав гостям по «тыще», я поинтересовался у меньшего, лет пяти от роду:

— А вы кто?

— Я Черепашка Ниндзя, а он – Черный Плащ;

Такой вот культурный детский рэкет.

И это все, что осталось от «тьмы обычаев, поверий и привычек», от казавшегося неисчерпаемым духовного наследия народа.

Святки, святые вечера. Нигде более с такой силою не проявилось двоеверное наше христианско-языческое сознание. Только свадьба – этот сплав традиций, веры и таланта – могла соперничать со святками в силе художественной выразительности.

Как встречали святки в старину? Обратимся к историку Н.Костомарову. «Благочестивые люди почитали вообще приличным ознаменовать праздничное время делами благочестия и христианского благотворения. Ходить в церковь к установленному богослужению было первой потребностью.  Кроме того, хозяева приглашали к себе духовенство, служили в доме молебен и считали долгом кормить нищих и подавать милостыню». Это дела взрослых. А что же дети?

В  Москве и Петербурге существовал обычай славления ребятишками Рождества Христова. Старший нес звезду с фонариком, после каждого славления поется молитва, а потом говорится: «С праздником хозяина поздравляем!» Не принять так называемых христославов считалось за грех для  домовладыки и оскорблением для христославов.

Здесь уместно нам остановиться, чтобы получить ответы на возникшие по ходу повествования вопросы.

Вопрос первый: что же такое святки?

«Святками называли время от Рождества до Крещения. Не давали нам ни прясть, ни ткать, никакой работы работать», — так, в простоте душевной, охарактеризовала святые вечера одна из знакомых бабушек.

День перед Рождеством был днем строгого поста – Рождественский сочельник, Варили сочиво (коливо) — пшеницу на медовой сыте, но есть нельзя было до первой звезды. Как тут не вспомнить героя телерекламы Александра Васильевича Суворова: — Так ведь пост Матушка, до первой звезды нельзя», — ответил императрице благочестивый старец на вопрос, почему он ничего не ест.

После утрени на Рождество наши предки сжигали во дворах солому – «грели родителей». В самый день Рождества пекли и рассылали родным и знакомым душистые крупитчатые калачи. Ряженье начиналось со второго для Рождества, в первый день рядиться было не принято. На Рождество не посевали, а только славили Христа. Явление это дожило почти до середины XX века. В 30-е годы, несмотря на гримасы властей, христославили еще активно.

Маленький мальчик Заскочил в амбарчик

В дудочку играет, Христа поздравляет.

         ***

Славите, славите, Сами люди знаете,

Зачем пришел. За копеечкой,

Копеечку в коробеечку, Пятачок в сундучок,

Шанежку на полочку, Сырчик в чуланчик,

Семечки в карманчик.

Славите, славите, Сами люди знаете,

Что вы сами едитé, То и нам подадитé.

 Выкрикивали под окнами ребятишки.

«Я над такими смеялся: а, славите, славите! Рассказывал П.В.Глазунов, 1913 года рождения. — Это уже сами бестолковы малыши, мелюзга. Солидный человек, даже пяти лет от роду, знал тропарь и кондак Рождества, а который в доброй памяти, тот и ирмос «Христос рождается» пел. Без этого как-то в дом неловко было входить. Разрешения христославить никто не спрашивал: хозяевам и в голову не могло прийти отказать. Заходишь и начинаешь:

Христос раждается – славите!

Христос с небес – срящете!

Христос на земли – возноситеся!

Пойте Господеви, вся земля.

И веселием воспойте, людие,

Яко прославися.

 Далее следовал тропарь Рождества Христова:

 

 

Потом пели кондак Рождества:

 

 

Потом здоровались: «Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, со всей семеюшкой, со скотом, с животом, со светлым праздничком Рождеством».

Если порядок нарушался и кондак пели раньше тропаря, хозяева замечали: «С кондачка начал».

Ряжение, его традиции, смысл и цели хорошо объясняет М.Забылин в своей монографии «Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия»: «В Великороссии святки, кроме славления по домам сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемым…

Маски известны от глубокой древности. Еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования…

Маски свои нелепым видом удаляют очарование от самих лиц, которые их носят».

 

Иллюстрации взяты из открытых источников сети Интернет

 

(127)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *