Богоявление. Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Свято-Успенский храм, 2018 год

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию крестившагося / от Иоанна в водах Иорданских.
Величание на праздник Богоявления

…В полночь Свято-Успенский храм огласили звуки молитвы праздничного богослужения, совершили которое протоиерей  Анатолий Ложкин и иерей Александр Шмигельский.

Чаще всех других песнопений в этой службе звучит тропарь Богоявления, глас 1:

«Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, Тро́йческое яви́ся поклоне́ние: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе».

В переводе на русский язык:

При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Мамы-прихожанки единодушно говорят, что дети очень быстро выучивают именно это песнопение. Может быть потому, что оно поется на тот же глас, что и тропарь нашего храма, Успения Пресвятой Богородицы? А может быть, и потому, что он поется потом весь день до вечера при купели, поддерживая дух входящих во «Иордань»? 

Ночная служба Богоявления по структуре почти идентична Рождественской. Церковный Устав предписывает служить Литургию святителя Иоанна Златоустого.

«…Сегодня мы с вами послушаем Богоявленские песнопения. Богоявление – это праздник, который связывал два события – Рождество Христово и Крещение. Связывал так тесно, что до 3-5 века они переживались как одно событие. Ведь действительно каждое из них является полнотой Богоявления.
В первом событии Бог облекается человеческой плотью, становится подобным нам человеком, является на земле для того, чтобы жить среди нас. ангелы благовествуют Его явление на земле.
А во втором событии Христос является на Иордане для того, чтобы принять человеческие грехи и понести их. Он впервые открывает Себя людям как истинный Бог. О Нём свидетельствует Иоанн – о том, что это Сын Божий, это Агнец Божий, вземлющий грехи мира.
Но между этими событиями проходит тридцать лет, и они как бы соединяются эти 30 лет в 12 дней, которые мы с вами называем святками, святыми днями, связывающими в нашей жизненной практике Крещение и Рождество.
Так что это и один праздник, и одновременно два события, два события, которые лежат в основе домостроительства нашего спасения. И вот сегодня мы с вами услышим эти Богоявленские песнопения для того, чтобы эти песнопения будили нашу душу и звали её и к покаянию, и к преображению, и к Царству Божьему». Из проповеди священника Павла Адельгейма в храме святых жен-мироносиц в г. Пскове.

Людей на данном ночном богослужении было меньше, чем на Рождественском. И это, пожалуй, можно объяснить. Тогда выходные дни, теперь — рабочая неделя. Также, дети утром идут в школу и детский сад, поэтому ночью их было мало. Но все равно, постоянные прихожане службу не пропустили: храм был наполнен молящимися.
Некоторые воцерковляющиеся люди хотя  бы часть службы, но посетили: 80 человек подошло на елеопомазание утрени, и чуть более 100 человек приложились ко кресту по окончании Божественной литургии.

Шестопсалмие читала м.Людмила Ложкина, Апостольское послание на Литургии — С.Б.Савостина.

Также, впервые за много лет Литургия на Богоявление была отслужена и в Свято-Никольском храме станицы Николаевской. Совершил ее иерей Димитрий Савенко.

В этот день Свято-Успенский храм был открыт допоздна, ведь люди, приходящие за святой водой, в большинстве своем обязательно заходили в церковь помолиться, приложиться к иконам и поставить свечи.

p.s. Материал о Великом чине освящения воды и о купании в купели мы предложим вашему вниманию в ближайшее время.

Ольга Ложкина

Фото: автор, Анастасия Гречкина, Ольга Гаврикова

Видео: Анастасия Гречкина


 

 

 

(76)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *