Особенности существования Свято-Успенского прихода в советский период

Накануне печальных событий 1917 года в селе Успенском служил священник о. Николай Терновский.

Пережив революционное лихолетье, приход продолжал действовать и в 1920-е годы. В 1927 г. настоятелем в село Успенское Армавирского округа Северо-Кавказского края был назначен протоиерей Александр Николаевич Безсонов, уроженец ст. Приближной Терской области.
Безсонов А.Н. родился 10 августа 1885 г., в 1906 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1933 г. о. Александр служил благочинным и настоятелем церкви в ст. Удобной Отрадненского района на тот момент еще Северо-Кавказского края, с 1934 по 1936 гг. он служил благочинным и настоятелем в ст. Отрадной. Настоятелем же в сел. Успенском о. Александр прослужил до 1929 г. Известно также, что о. Александр до 1945 г. пребывал в обновленческом расколе, а во время оккупации служил священником в молитвенном доме ст. Усть-Лабинской.

В 1930-е гг. (к сожалению, точная дата не установлена) Свято-Успенский храм был закрыт, а затем разрушен, поскольку в 1942 г., в период гитлеровской оккупации, православный приход во имя Успения Пресвятой Богородицы, патриаршей ориентации, был открыт не в бывшем здании церкви, и даже не в церковной сторожке, а в частном доме. Эти же данные подтверждает в 1944 г. и председатель Успенского райисполкома тов. Демидов, сообщавший уполномоченному по делам Русской Православной Церкви по Краснодарскому краю тов. Кириллову, что, по состоянию на 25 февраля 1944 г., в селе Успенском «зданий церквей и церковных сторожек не имеется».

В августе 1942 г., после начала гитлеровской оккупации, в селе Успенском организовал православную общину патриаршей ориентации и служил там до марта 1943 г. священник Симеон Николаевич Бондаренко.

Бондаренко  С.Н. родился 17 апреля 1887 г. в г. Армавире Кубанской области, русский; в 1899 г. окончил Армавирскую церковно-приходскую школу; женат (в 1905 г. повенчан первым браком с девицей Игнатьевой Натальей Ивановной); не судим; был в обновленческом расколе, но в 1925 г. епископом Ставропольским Иннокентием принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви.

В 1931 г. митрополит Ставропольский Серафим наградил о. Симеона скуфьей; а в 1950 г. — архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермогеном наградил его камилавкой.

Сведения о службе: до 1899 г. занимался сельскохозяйственными работами; в 1922 г. принял звание священно-диакона и был причислен сверх штата к собору г. Армавира; в 1923 г. рукоположен в сан иерея и назначен в хут. Алексеевский Петропавловского района Армавирского округа Северо-Кавказского края; в 1925 г. переведен на приход в сел. Натырбово Адыгейской АО; затем в хут. Рощинский Невинномысского района Северо-Кавказского края; с 1934 г. работал строителем в хут. Рощинском и в МТС ст. Беломечетской; в 1936 г. работал на швейной фабрике г. Армавира по устройству вентиляционных систем и ремонту построек; в 1937 г. перешёл на работу в плодоовощной техникум г. Армавира; в 1939 г. работал в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) г. Армавира. С марта 1943 г. служил священником в ст. Попутной; с июля 1950 г. – в ст. Нижегородской Тульского района; с октября 1950 г. по февраль 1951 г. находился за штатом; с 22 февраля 1951 г. служил священником в ст. Кубанской Апшеронского района.

С марта 1943 г. по 1947 г. в селе Успенском служил священник Прокофий Филиппович Мартынов. Мартынов П.Ф. родился в 1883 г. в с. Шебелиновка Змиевского уезда Харьковской губернии; русский; окончил церковно-приходскую школу; женат; не судим; во время оккупации жил в г. Георгиевске Ставропольского края.

С 1899 по 1922 гг. был певчим в церковном хоре г. Армавира; с 1922 по 1930 г. служил диаконом, а затем священником в Св.-Николаевской церкви г. Армавира; с 1930 по 1943 гг. находился за штатом и проживал в г. Георгиевске; с 1943 по 1947 гг. служил священником в сел. Успенском Краснодарского края; затем вышел за штат; с октября 1947  назначен настоятелем в Св.-Ильинскую церковь ст. Дондуковской Гиагинского района Краснодарского края.

После начала оккупации псаломщиком в Свято-Успенском приходе служила бывшая воспитанница монастыря Св. Нины Просветительницы Грузии (место нахождения монастыря не указано), Мария Григорьевна Зелинская. Зелинская М.Г. родилась в 1890 г. в селе Натырбово Майкопского отдела Кубанской области и до 1918 года воспитывалась в монастыре, затем жила вместе с родителями в селе Горькая Балка Ставропольской губернии, с 1924 г.  служила псаломщиком в местной церкви, а в 1930 году переехала на Кубань и жила в ст. Успенской.

В 1947-1949 гг. настоятелем прихода служил священник Николай Дорош. К сожалению, анкета этого священнике не сохранилась, но известно, что 28 августа 1947 г., в День Успения Пресвятой Богородицы, т.е. в Престольный праздник Свято-Успенского молитвенного дома, он совершал торжественное богослужение с крестным ходом вокруг храма, причем служба продолжалась до 10 часов утра. 2 сентября 1947 г. о. Николай был вызван в райисполком, где секретарь Володин в грубой форме обвинил батюшку в том, что он 28 августа очень долго совершал богослужение, в то время как по закону он обязан совершать утреннее богослужение с 6 до 7 часов утра.

В декабре 1949 г. настоятелем прихода назначен священник Василий Васильевич Скляров. В.В. Скляров родился 1 августа 1893 г. в с. Апанасенковском Ставропольской губернии; русский; образование низшее; в 1921 г. окончил псаломщицкие курсы в г. Ставрополе; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1946 г.; во время оккупации служил диаконом в ст. Невинномысской Ставропольского края.

Сведения о службе: с 1921 по 1929 гг. служил диаконо-псаломщиком и штатным диаконом в Кафедральном соборе г. Ставрополя; с 1929 г. служил диаконом в Св.-Покровской церкви г. Черкеска; с 1934 г. служил диаконом в Св.-Михаило-Архангельской церкви ст. Казанской Кубанского округа Азово-Черноморского края; с 1935 г. на гражданской работе в г. Орджоникидзе (в санитарной инспекции, затем в музыкальной школе, учителем пения); с 1938 г. в г. Черкеске работал плотником на лесопильном заводе; с 1941 г. служил диаконом в г. Невинномысске; с 1942 г. по указу бывшего Митрополита Ставропольского и Северо-Кавказского Василия Кожина служил протодиаконом Св.-Андреевского собора в г. Ставрополе; в 1945 г. Архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием принят в каноническое общение с Московской Патриархией и назначен диаконо-псаломщиком в Св.-Успенскую церковь г. Ставрополя; с августа 1946 г. на службе в Краснодарской епархии, в Св.-Николаевской церкви г. Армавира; 9 марта 1947 г. рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Михаило-Архангельского молитвенного дома ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края, в котором служил до декабря 1949 г., затем служил в ст. Успенской Успенского района до 1952 г.; в 1950 г. награжден набедренником. С февраля 1957 г. по март 1958 г. служил настоятелем в Св.-Покровском молитвенном доме ст. Ханской Майкопского района Адыгейской АО.

В сентябре 1953 г. настоятелем Св.-Успенского молитвенного дома становится священник Василий Самуилович Мелькин. О. Василий родился 1 января 1885 г. в селе Пестровка Самарской губернии; в 1899 г. окончил земское 4-х классное училище; в 1926 г. рукоположен в сан священника; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1947 г.; в Краснодарский край прибыл из пос. Таласс Ташкентской епархии в 1939 г. В период оккупации (1942) охранял зернохранилище в колхозе села Натырбова Кошехабльского района Адыгейской АО; в это же время, на основании Указа Краснодарского епархиального управления, исполнял требы в с. Унароково.
Сведения о службе: с 1901 по 1906 гг. был послушником Свято-Троицкого монастыря  Самарской губернии; с 1906 по 1909 гг. находился на действительной военной службе в г. Киеве; с 1909 по 1914 гг. трудился в монастыре. В 1914 г. призван в действующую армию, участвовал в боях, был ранен и попал в германский плен. С 1921 по 1926 гг. служил диаконом в селе Сосновка Фрунзенской области Киргизской ССР; с 1926 по 1929 гг. служил священником в г. Кустанае Казахской ССР, затем вернулся в Киргизию; с 1939 по 1947 г. служил в селе Натырбово Кошехабльского района, с 1947 г. – настоятель в сел. Коноково; 10 сентября 1953 г. назначен настоятелем в село Успенское Армавирского благочиния и прослужил там до мая 1961 г.

В мае 1961 г. настоятелем Св.-Успенского молитвенного дома становится протоиерей Николай Иванович Соловьев, но уже в сентябре этого же года его сменяет священник Евграф Антонович Петришин, прослуживший там до августа 1962 г. После его ухода настоятель в приход уже не назначался и 8 октября 1963 г. председатель Новокубанского райисполкома (с 22 апреля 1962 г. по 21 февраля 1975 г. территория Успенского района, включая село Успенское,  входила в состав Новокубанского района Краснодарского края. (Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.). Краснодар, 1986. С. 179) вынес стандартное решение о закрытии православного прихода, объясняя это тем, что «с августа 1962 г. церковная служба в приходе не проводится, молитвенный дом находится в запущенном состоянии, длительное время не ремонтируется и не пригоден для дальнейшего использования».

Прежде чем перейти к освещению дальнейших событий, остановимся на кратких жизнеописаниях священников, служивших в Успенском приходе накануне его закрытия.

1. Священник Соловьев Николай Иванович родился 20 ноября 1877 г. в селе Наумово Даниловского уезда Ярославской губернии; русский; в 1898 г. окончил Поливановскую учительскую семинарию (Московская губерния); 1944 г. экстерном держал экзамен на звание священника; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Ярославской области в 1939 г.; во время оккупации служил псаломщиком в с. Воронцово-Дашковском Белореченского района.

Сведения о службе: с 1898 г. служил учителем Новоселебенского земского училища Тульской губернии; с 1899 г. – учителем Сергиево-Посадского училища Московской губернии; с 1900 г. – учителем-псаломщиком там же; с 1903 г. – учителем; с 1906 г. – инспектором Нарофоминского высшего начального училища Московской губернии; с 1918 г. – заведующим в том же училище; с 1920 г. – зав. школой 2-й ступени в сел. Таширово Московской губернии; с 1922 г. – учителем средней школы в г. Загорске Московской области; с 1929 г. – учителем школы в г. Катта-Кургане Узбекской ССР; с 1930 г. учителем кооперативного техникума в г. Кашире Московской области; с 1931 г. – учитель неполной средней школы СОНО (ОГПУ) в г. Москве (так в документе); с 1933 г. – учитель Пестовской школы Ярославской области; с 1934 г. – учителем Ярославской райколхозшколы; с 1936 г. – учитель русского языка и литературы на курсах мастеров социалистического труда Ярославского автозавода в г. Ярославле; с 1937 г. – учитель школы в г. Кизляре Дагестанской ССР; с 1937 г. – учитель 47-й средней школы в г. Ярославле; с 1939 г. – учитель Воронцово-Дашковской неполной средней школы в Белореченском районе Краснодарского края; с 3 апреля 1945 г. служил настоятелем Св.-Троицкого молитвенного дома ст. Воздвиженской Темиргоевского района; с 28 ноября 1947 г. – настоятелем Св.-Покровского молитвенного дома ст. Тбилисской; с 3 октября 1949 г. – настоятель Рождество-Богородицкого молитвенного дома ст. Севастопольской Тульского района; с 15 сентября 1952 г. — настоятель Св.-Георгиевской церкви ст. Казанской Кавказского района Краснодарского края.

2. Протоиерей Евграф Антонович Петришин, родился 10 декабря 1887 г. в местечке Дзыговка Ямпольского уезда Каменец-Подольской области; украинец; образование начальное; в 1905 г. окончил духовное училище в сел. Дзыговке Ямпольского уезда Каменец-Подольской губернии; женат (жена Пелагея Денисовна Чалова, повенчан в 1943 г.); не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил в РККА.
В 1951 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген наградил его набедренником.
Сведения о службе: с 1905 г. – хлебороб и псаломщик в сел. Дзыговке; с 1932 г. работал на чугунно-литейном заводе в г. Запорожье Днепропетровской области в качестве чернорабочего по ремонту железнодорожных путей; с 1934 г. работал в порту г. Мариуполя по обустройству клуба в качестве слесаря-водопроводчика; с 1936 г. работал на заводе «Октябрь» в г. Краснодаре токарем по металлу, затем слесарем в Абрау-Дюрсо (под Новороссийском), в хут. Горно-Веселый, в Баканском винохранилище Крымского района; 30 июля 1942 г. был мобилизован в РККА, служил под г. Туапсе, 24 ноября того же года ранен и уволен из армии как инвалид Отечественной войны 2-й группы; с начала 1943 г. находился в инвалидном доме близ г. Сухума, где прослушал трехмесячные курсы по пчеловодству; в июле 1943 г. выехал на Кубань и поступил псаломщиком в с. Мостовое Краснодарского края; 7 декабря 1943 г. в Св.-Екатерининском соборе рукоположен в сан священника Епископом Фотием, после чего был назначен настоятелем Св. Михаило-Архангельского молитвенного дома в ст. Зассовской Упорненского района Краснодарского края; 24 июня 1944 назначен настоятелем Св.-Покровской церкви ст. Черниговской Рязанского района; 10 июля 1946 г. назначен настоятелем молитвенного дома хут. Ковалевского Новокубанского района; 11 ноября 1946 г. перемещен в ст. Нижегородскую Тульского района; в 1948 г. – в ст. Костромскую Ярославского района; 7 марта 1950 г. – в ст. Тенгинскую Усть-Лабинского района; 16 июля 1951 г. назначен в ст. Николаевскую Успенского района; в соответствии с указом Архиепископа Краснодарского и Кубанского Алексия от 12 марта 1968 № 5 протоиерей Петришин Е.А. был освобожден от должности настоятеля Св.-Николаевского молитвенного дома ст. Советской и назначен на должность второштатного священника Михаило-Архангельского молитвенного дома г. Крымска.

Как уже отмечалось выше, после ухода священника Е.А. Петришина новый священник в приход не назначался и тогда, выждав положенный срок,  Краснодарский крайисполком в письме от 21 мая 1964 г. сообщил в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР о том, что он поддерживает решение Новокубанского райисполкома, а Совет, в свою очередь, на заседании 11 июля 1964 г., постановил «согласиться» с предложением Краснодарского крайисполкома о снятии с регистрации религиозного общества в селе Успенском Новокубанского района «как прекратившего свою деятельность». Затем, в соответствии с решением Прикубанского райисполкома от 6 августа 1964 года,  здание бывшего молитвенного дома в селе Успенском передали местной конторе коммунальных предприятий.

В действительности же снятие с регистрации молитвенного дома в селе Успенском не было вызвано тем, что приход, как указано в документе, «фактически прекратил свою деятельность», поскольку  известно, что при последнем священнике в воскресные и праздничные дни молитвенный дом посещало 50 и более человек, ежегодно совершалось около 100 крещений, а церковный доход составлял до 8000 рублей пореформенных денег в год. Очевидно причина была в другом, о ней хорошо сказал русский поэт Игорь Тальков: «А золотые купола кому-то черный глаз слепили…».

На основе исследования А.В.Бабича «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ПРИХОДАХ УСПЕНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ КУБАНСКОЙ ЕПАРХИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД».

А.В. Бабич — начальник отдела информационно-поисковых систем и архивных документов Государственного архива Краснодарского края. 
От души благодарим Вас, Александр Владимирович, за многочисленные труды по церковному краеведению Кубани, в которых открываются страницы прошлого, особенно советской эпохи.

(65)