Вот и пришла пора Великого поста

Вечером в Неделю сыропустную, состоялась вечерняя служба с Чином прощения. Храм был почти полон. Причем как утром на Литургию, так и сейчас пришли многие люди, которые нечасто бывают в церкви. Видимо, ощущение приближения Поста передается и им тоже.

Перед Причастием прихожанам были предложены следующие мысли о Прощеном воскресении:

Чин прощения – это одно из белых пятен в православном богослужении, которое пока только ждет своих исследователей. Самая главная книга об Уставе богослужения – Типикон – о данном чине ничего не говорит, в конце вечерни есть единственная пометка: «…и целуем святые и честные иконы». Это умолчание Типикона говорит о многом.

Чин прощения появился в 16-17 вв. В более ранних памятниках следов чина прощения на Прощеное воскресенье пока не удалось найти. Этот умилительный чин родился из уставного чина прощения, который должен совершаться в конце повечерия ежедневно. Постепенно этот чин в Прощеное воскресенье был переосмыслен на базе сведений из Жития прп. Марии Египетской. Вспомним, о чем же говорится в житии святой?  В Иорданском монастыре был обычай: в последний день перед началом Великого поста испрашивать друг у друга прощение и, взяв благословение у игумена монастыря, уйти в пустыню на всю Четыредесятницу, чтобы вернуться туда к Вербному воскресенью…

В нынешнее время, после окончания вечерни в день Прощеного воскресенья, настоятель храма берет напрестольный Крест и выйдя на солею, говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика т.е. всё, чем я согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. «Прости меня!» — «Бог простит, и ты меня прости!», — раздаются тихие голоса в храме.

«Прощайте, и прощены будете» — вот замечательные слова из Евангелия, но что означает слово «прощать»? Для кого-то это просто ритуальное действие, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идет дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения. У каждого своя мера.

Не менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них. В несении этого груза они находят свою сладость, которую иногда почему-то называют смирением или скромностью. И говорят о себе: «Я негодяй». А эти слова ничем никому не помогут, если не добавить к ним: «но я попробую стать лучше».

Да, это будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без этого прощение, которое я надеюсь получить, остается недействительным. Потому что я его на самом деле не принимаю – ведь я хочу остаться таким, какой я есть.

Истинное же прощение — это еще и попытка перемены. Пост, который начинается сразу после Прощеного воскресенья, для христианина как раз и служит способом достичь этого изменения. Христиане называют это покаянием и хотят вступить в него все вместе, никого не потеряв, и потому оставляют у порога поста то, что мешает их единству хотя бы в рамках отдельного прихода, круга родных и знакомых. На пути к Богу важно никого не оставить за бортом.

По материалам сайта Одесской Епархии:  http://prihod.eparhia.ru

Жаль, что до сих пор в нашей общине есть прихожане, не осознающие важность трепетного и благоговейного молитвенного стояния в храме. Малейшую «паузу» (по их мнению) в службе они стараются использовать для праздных и совершенно пустых разговоров… А ведь в богослужении пауз нет и быть не может! Молитва – вслух или же тайная, на амвоне или в алтаре – звучит всегда.

По завершении Литургии совестливые прихожане остались не надолго, чтобы переоблачить храм в постовое темное одеяние. Так что к моменту начала вечернего богослужения, церковь выглядела торжественно и строго.

После короткой получасовой вечерни, где центральное место занимали покаянные стихиры и Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю», на амвон были поставлены аналои. Вышли из алтаря священники. Оказывается, Прощеного воскресенья очень ждут! Ждут не только прихожане, но и сами батюшки. О.настоятель напомнил еще раз о смысле этого особенного в году дня, и о связи его с наступающим завтра Великим постом.

С искренними слезами, попросил о.Анатолий прощения у своего сослуживца, о.Александра. У алтарников, у певчих…  Так же поступил и иерей Александр.

Затем к иконам, ко кресту стали подходить прихожане. Очередь шла неторопливо,  люди тихо просили прощения у батюшек, друг у друга. У многих на глазах блестели слёзы. Отрадно было видеть и учеников старших групп воскресной школы, и молодежь.

А в понедельник, по традиции, храм собрал на общую молитву Великого покаянного канона святого Андрея Критского около 50 прихожан, со свечами в руках.

Это один из самых волнующих моментов Великого поста.

 Канон разделён на четыре части и прочитывается в первые четыре дня поста. Чтение канона в начале Великого поста помогает христианину молитвенно настроиться на предстоящий постнический подвиг.

Одна из главных духовных задач Великого поста – помочь человеку задуматься о своей жизни, увидеть свои недостатки и с Божией помощью исправить их. Без этого человек не может в полноте вкусить великую радость Пасхи – праздника, венчающего Великий пост.

Постнический подвиг начинается у человека плачем о своём несовершенстве, о своих грехах, а заканчивается торжеством и ликованием о Воскресшем Господе Иисусе Христе. Об авторе Великого покаянного канона – преподобном Андрее Критском – известно, что происходил он из Дамаска, родился в середине седьмого века в семье благочестивых родителей и в течение первых семи лет жизни был нем.

Но однажды случилось чудо: Господь отверз уста будущего проповедника покаяния. Причастившись Тела и Крови Христовых, он заговорил.

После чудесного исцеления святой Андрей решил посвятить свою жизнь Богу. В четырнадцать лет он оставил мир и удалился в монастырь. По прошествии многих лет монашеского подвига преподобный был возведён на епископскую кафедру острова Крит, где и закончил свою святую жизнь.

Среди богословского наследия преподобного Андрея Критского – Великий покаянный канон, жемчужина церковной гимнографии.

Покаянный канон Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы – рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную – и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придаёт личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека.

Повествование ведётся от первого лица. Дела Божии в прошлом – это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу – наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живём. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Повреждённого грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение – покаяние.

Святые отцы называли покаяние «духовной баней», ибо в нём человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своём прежнем сияющем облике.

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.

Ввиду важности и особенности Канона, его читает священник. На долю хора приходятся ирмосы в начале каждой песни, и припевы: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!», «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!», «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!». Это могут тихонько подпевать прихожане, что и слышно. А те, кто приобрели загодя книгу с текстом Канона, могут и следить за текстом, который часто снабжен объяснением или толкованием каждого стиха.

После чтения Канона о.Анатолий произнес краткое слово наставления, что предлагается Уставом. Затем он ушел в алтарь, а певчие – на клирос. Служба продолжилась. Неоднократно совершались земные поклоны. А завершилось Великое повечерие чтением молитвы  святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».

В ходе Великого повечерия, ближе к его окончанию, есть очень интересное песнопение с таким припевом:  «Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас».

Фраза «разве Тебе…» вызывает у некоторых людей недоумение: что же она означает? А дело здесь в одном единственном слове «разве». В переложении на современный русский язык оно означает «кроме» (см., например, «Воскресение Христово видевше»)

И тогда смысл становится понятен: « Господи Всемогущий, пребудь с нами, ибо кроме Тебя, иного помощника в скорбях мы не имеем. Господи сил, помилуй нас»

Длительность служб в эти дни – не более полутора часов.

По сложившейся традиции, службы Великого повечерия на первой седмице Поста служат: в понедельник и среду протоиерей Анатолий Ложкин, во вторник и четверг — иерей Александр Шмигельский.

(80)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *