Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы

Есть одна суббота в Великом посту, когда особо чтится память Божией Матери. Празднуется она спустя два дня после «Марииного стояния» и за неделю до Вербного воскресенья.  Т.е. практически на исходе постных дней…

Называется это празднование очень благоговейно и поэтично – Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. Мы знаем очень много памятных дней в церковном календаре, которые сохранили случаи помощи Божией Матери человеческому роду, от городов до целых государств.

А как возник этот праздник? Из какой страны он родом? Пришел праздник из Византии. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. Воины воевали, а остальные люди – молились. Молились усердно, денно и нощно. Когда в очередной раз враги в ужасе бежали, в эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную («акафист» по-гречески «неседальный», т.е. в это время нельзя молиться сидя, а только стоя) песнь: “Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!”. И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Собственно акафист как жанр церковной гимнографии и родился в посвящении Божией Матери. Суббота Акафиста — единственный раз в году, когда происходит его включение в текст основного круга богослужения. Обычно акафисты читаются или отдельно, или в составе молебнов.

Как поясняет нам церковный устав, «Акафист — это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским “Аллилуйя”, каждый икос — приветствием архангела “Радуйся…”. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером)».

Ну а песнь, воспетая во Влахернском храме, стала основной для главного кондака этого праздника. Что еще интересного в службе праздника, —  его кондак более известен, нежели тропарь. Обычно бывает наоборот. Вот его полный текст:

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко из­ба́вль­ше­ся от злых, бла­го­да́р­ствен­ная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Бо­го­ро́­ди­це; но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́­ких нас бед сво­бо­ди́, да зо­ве́м Ти: ра́­дуй­ся, Не­ве́с­то Не­не­ве́ст­ная.

Переложение на русский язык:

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

В связи с этим вспоминается фрагмент из фильма о Греции из цикла «Планета Православия»: в этой стране Пресвятая Владычица ведь и является Покровительницей Вооруженных сил!

Кондак этот – пожалуй, один из самых известных, и у постоянных прихожан он давно на слуху. Многие даже знают его наизусть, ведь он поется круглый по окончании первого часа на всенощных бдениях под воскресенье. Исключения – только для кондаков двунадесятых праздников. Богослужение Субботы Акафиста, в отличие, скажем, от «Марииного стояния» — не такое продолжительное, не утомительное. Священник и все прихожане стоят на чтении Акафиста с возжженными свечами. Все оно пронизано светлыми и чистыми похвалами Божией Матери…

Ну а что касается нашей общины – к сожалению, пока моление, прославляющее Пресвятую Деву, собирает в храме не столь много людей, как бывает в дни, когда люди о чем-то горячо Ее просят. Не имея в виду тех прихожан,  у которых еще идет рабочий день, скажем для тех, кто во время подобных уникальных служб находится дома, но не спешит в храм, а занимается другими делами.

Идет Пост, а среди самых главных его заповедей такая: «усерднее посещать храмовые богослужения»; ее никто не отменял. Так что многим из нас есть повод задуматься и исправить ситуацию, пока благодатное время Великого поста дает все возможности к этому.

 

(191)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *