Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462–1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям – «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473–1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Какое поучительная и назидательная история иконы для многих из нас, — ленивых и нерадивых нынешних христиан!
Летняя череда служений на архиерейском подворье в станице Андрюки вновь собрала верующих Свято-Успенского прихода, помолиться в этом благословенном месте. Служить в этот раз отправился иерей Александр, с ним отправилась и вся семья Шмигельских. Всего нас собралось 18 человек, еще 2 не смогли поехать.
На двух вместительных машинах – «Газели» от администрации района, и нашей старушке «Hyundai» в 05.30 мы выехали от нашего храма. Незаметно преодолев по утренней прохладе два часа пути, при повороте на Мостовской район увидели хмурящееся небо и низко нависшие, а кое-где и зацепившиеся за горы облака. А ведь всю дорогу до этого момента светило солнце. Вот что значит предгорье… Тут же мы вспомнили, как в новостях показывали последствия разгула стихии, побившей накануне крупным градом два соседних района нашего края – Лабинский и Мостовской. Этим же поделился и иеромонах Лазарь, как всегда по-отечески тепло и радостно встретивший нас у входа в Воскресенско-Михайловский храм подворья.
«Мы очень любим приезжать сюда. Нравится само это путешествие, меняющиеся ландшафты, виды природы. Необычайная тишина в храме во время службы. И сама литургия какая-то особенная – когда вместе служат священники и монахи», — так отзываются о подворье Феодосий, Елена, Марина и Полина.
Какое все родное здесь, из раза в раз! Даже местные собачки узнаваемы детками. Но рассматривать красоты пока и некогда, — приехали молиться.
Подали записочки, расставляем свечи, прикладываемся к святым образам. И тут отмечаем, что в каждый наш приезд в этом храме появляются новые иконы! Они и из России, и из Греции. Замечательно. Например, писаный в древнерусском стиле образ Спаса Нерукотворного. Он помещен рядом с иконами Божией Матери – Почаевской и Экономиссой.
Клирос готовится к службе, Артемий Кусков еще раз просматривает глазами сегодняшний Апостол. Начинается чтение часов. В.С.Шаронова и Лиза Малыхина – представители чтецов, квинтет Ложкиных-Шмигельских – сегодняшний хор. В алтаре батюшке помогает сын Феодосий, там же молится насельник будущей монашеской обители, инок Димитрий.
Литургия состоялась легко, вдохновенно, молитвенно. Многие исповедались и причастились. Таинство исповеди совершал иеромонах Лазарь.
В проповеди после службы отец Александр поздравил всех с праздником Владимирской иконы Божией Матери, пожелав всем по молитвам нашей Заступницы Божия благословения. А еще батюшка поделился радостью от недавней паломнической поездки в Москву и другие ближайшие святые места, в т.ч. и древний Владимир. И поблагодарил всех прихожан, кто молился за путешествующее семейство Шмигельских.
После выхода из храма у нас было некоторое время побыть здесь: подышать несравненным местным воздухом, полюбоваться окрестными видами, — пасмурность уже сменилась ясностью. Еще сфотографироваться и потрапезничать на лугу под стенами храма. Разве такое часто бывает?
Мы должны были еще посетить святой Иверский источник в Соленом, но батюшка колебался: ведь нас ждала вечерняя служба в Свято-Успенском храме. Успели бы мы? «Газель» отправилась домой. Ну а мы, выехав на трассу, всё же свернули туда. И, надо сказать, всё успели.
На источнике доделывается домик с купелью внутри него для погружений в святую воду. Мы же встали под навесом, пропели тропарь и кондак Иверской иконе Богородицы, попили и взяли с собой святой водички из колодца.
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим».
Выражаем признательность руководству районной администрации за предоставление транспорта для паломников.
О.Ложкина
(146)