4 сентября — день памяти священномученика Алексия Очерского, иерея

Священномученик Алексий, пресвитер Очерский (Наумов Алексей Николаевич)

Мы продолжаем нашу рубрику о святых новомучениках Российских – небесных покровителях наших прихожан.

Сегодня расскажем о священномученике 1918 года, иерее Алексие Наумове, пресвитере Очерском.

Очеры — на момент служения там о.Алексия так назывался завод в Оханском уезде Пермской губернии, и вся недолгая жизнь батюшки от рождения до мученической смерти связана с родной Пермской землей…

Священномученик Алексий Очерский – святой покровитель Алеши Шумилова.

 

ЖИТИЕ священномученика АЛЕКСИЯ

«В Очерском (ныне это город Очёры Пермского края — О.А.Л.) храме во имя архистратига Михаила появилась новая икона – священномученика Алексия Очерского. ХХ век явил всему миру целый сонм мучеников за Христа. Многих из них Православная церковь прославила в лике святых. Еще больше христиан ушли неизвестными нам, свидетелем их подвига является сам Бог.

Прихожане храма во имя архистратига Михаила на каждой литургии в общей молитве поминают священномученика отца Алексия Наумова. Отец Алексий – представитель династии священнослужителей Наумовых, которая на протяжении более 200 лет дала Пермской губернии очень много священников. Если вы встретите священника по фамилии Наумов в северной, северо-западной или западной части Пермского края, то с 90%-ной уверенностью можно утверждать, что он является представителем этой династии.

Отец Алексий родился 6 февраля 1876 года в с. Слудка (село существует и сейчас, это Чернушинский район Пермского края). После учебы в Пермской духовной семинарии работал учителем в Добрянской, Ильинской, Пермской Степановской церковно-приходских школах, заведующим Висимской церковно-приходской школой.

Жену его звали Мария Филипповна, у них родились дети: Димитрий и Ольга.

О.Алексий рукоположен в сан священника в церкви с. Висим, затем служил в Юрлинской церкви Чердынского уезда.

В 1916 году был перемещен к Михайло-Архангельской церкви завода Очер Оханского уезда на четвертую вакансию священника. В части четвертого священника было 379 дворов, в которых проживало 1003 души мужского и 1072 души женского пола. В Очере отец Алексий преподавал пение в Очерском коммерческом училище, был законоучителем в Очерско-заречном начальном народном училище. За свою деятельность он неоднократно удостаивался различных наград как один из выдающихся священников Пермской губернии».

Михаило-Архангельская церковь в наши дни. Она не была разрушена в советское время, а только сильно изуродована; и, очевидно, что при реставрации в 1990 годы ее облик постарались сделать максимально приближенным к дореволюционному  

Здесь мы сделаем небольшое отступление и присмотримся к тем непростым условиям, в которых нес свое искреннее служение молодой священник.

… Поселение Очёр было основано в 1759 году в связи со строительством Очёрского чугунолитейного и железоделательного завода Строгановых. К заводам по духовному ведомству направлялись священнослужители, которые окормляли рабочих и членов их семей, и всех, кто живет на территории данного прихода. Каковы были настроения паствы о.Алексия?

Тяжело читать строки, взятые из синодальных отчетов конца XIX – начала XX века, где мы видим неприглядную и жуткую картину угасания духовной жизни нашего народа: «… с начала 1890-х гг. недоверие к духовенству и уклонение от участия в религиозной жизни становятся массовыми явлениями в среде фабрично-заводских рабочих России.

В одном из старейших промышленных районов — Центральном, по данным синодальных отчетов за 1892 г., рабочие не вполне усердно посещают церковь, без достаточных оснований уклоняются от исповеди и причастия. В отчете за 1893 г. говорится уже о полном безразличии к посещению церквей, исполнению церковных обрядов и соблюдению церковных праздников. Отмечаются «неустойчивость и колебания в религиозной вере» и недостаточное уважение к духовенству.

Корпуса и рабочий люд Путиловского завода, начало XX в.

То же самое происходит повсеместно, и особо на Урале и в Южном промышленном регионе. В отчетах уральских епархий отмечается, что заводские, а также пристанские рабочие нередко стыдятся просить у священника благословения, не считают грехом нарушить пост; среди рабочего люда «замечается какой-то религиозный индифферентизм, неустойчивость и нетвердость религиозных убеждений». Один из уральских епископов писал, что рабочие из заводских селений «относятся к пастырским убеждениям вообще с полным равнодушием, выражая при этом… нежелание даже выслушивать их». В отчете Екатиринославской епархии (Южный промышленный регион) за 1898 г. пишут: «На фабриках, рудниках и заводах… замечается полный индифферентизм к религии церкви и ее установлениям… Они относятся также безразлично и к духовным пастырям своим». (Красный архив. 1936. N 3.)

Нетрудно представить, что испытывал и чувствовал 40-летний священник, молодой человек, видевший и слышавший и глумливые шутки, и дерзкие выпады, и всяческие насмешки в адрес своей семьи… Но он был верующим человеком, и он не отрекся, не попросил перевести его в другое, более спокойное и мирное место! Более того, батюшка усердно трудился на ниве Христовой, о чем свидетельствуют многочисленные награды — «за труды по народному образованию», «за весьма добросовестное отношение к обязанностям по школе», «за усердно-отличную службу по духовному ведомству»… Последней земной наградой в его жизни стала скуфья — повседневный головной убор духовенства (чаще всего — бархатная островерхая шапочка), батюшка получил ее к празднику Пасхи в 1917 году.

Приближалось время Голгофы и для всей России, и для о.Алексия.

«В 1918 году отец Алексий был арестован по доносу за антисоветскую деятельность. В то время во всех храмах читали воззвание епископа Андроника о действиях в ответ на предполагаемый захват церковного имущества. Отца Алексия, как и многих священников, арестовали и увезли в с. Сепыч. Суд вершила Сепычевская чрезвычайная следственная комиссия. 4 сентября 1918 года, после жестоких пыток и издевательств, отец Алексий Наумов был расстрелян. По воспоминаниям очевидцев, в этот день со всей округи на мирское кладбище (сейчас его называют верхним или новым кладбищем) согнали жителей близлежащих деревень и сел. Православных священников (их было 18 человек) заставили выкопать общую могилу, дали возможность помолиться – и расстреляли. Всех сбросали в эту яму, присыпали сверху землей. В 2000 году на архиерейском соборе Русской Православной Церкви отец Алексий был причислен к лику святых мучеников».

Его жизнь оборвалась в 42 года. То, что батюшка шел в пастыри Христовы целенаправленно, свидетельствует тот факт, что он поступил в Пермскую семинарию в условиях, когда «несмотря на прирост населения и массовое строительство новых храмов, за период с 1867 по 1891 г. число желающих обучаться в духовных учебных заведениях сократилось с 53,5 тыс. до 49,9 тыс. человек. В духовных училищах наблюдался громадный отток слушателей, что стало особенно заметно в начале 1870-х гг. (Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840 — 41 по 1890 — 91. СПб., 1897.) О низком уровне престижа служителей государственного культа красноречиво свидетельствуют следующие факты: в 1863 г. студентам духовных семинарий разрешили поступать в университеты, и уже к 1875 г. среди студентов университетов страны 46% составляли бывшие семинаристы. В связи с чем, через 4 года, в 1879 г., обеспокоенное церковное ведомство добилось отмены этого разрешения. (Русское православие, 1897, с. 168)».

Как больно это читать! И как внимательно нужно это впитывать!  Восемнадцать священников было убито красноармейцами в этот день в одном только Оханском уезде… А сколько по всей России? И что стало с супругой отца Алексия — Марией, с их сыном Димитрием и дочерью Ольгой? И какая судьба у потомков этих самых красноармейцев и потомков их красных командиров? Много вопросов и раздумий рождает внимательное чтение жития священномученика Алексия Наумова.

«Исследование жития отца Алексия не закончено, но прихожане храма во имя архистратига Михаила теперь могут молиться перед иконой священномученика Алексия (Наумова) пресвитера Очерского. Икону размером 50 х 70 см написали в Москве в иконописной школе Православного Свято-Тихоновского университета. Ее автор – иконописец Ксения Невмиенко, а привез образ в Очер настоятель храма священник Георгий Жигалов».

Священномучениче отче Алексие, моли Бога о нас!

Ольга Ложкина

 

 

(440)

4 сентября — день памяти священномученика Алексия Очерского, иерея: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *