В шапочке документа читаем: «Утверждено в заседании Коллегiи Народнаго Комиссарiата Юстицiи 19-го января 1918 года».
Этот декрет — один из судьбоносных трагических документов, принятых большевистской властью первыми. Внешне нейтральный, даже содержащий благие фразы о «свободе совести», он мог обмануть лишь ненадолго… По сути, это стало спусковым механизмом для уничтожения духовенства как сословия, для искоренения веры, для закрытия и разрушения храмов. И какими кровавыми жертвами этот «народный» декрет начал обрастать вскоре!
Исключением не стала и наша Кубань. Просто внимательно прочтем документы:
«Одним из первых на Кубани от большевиков пострадал священникам станицы Кореновской Петр Максимович Назаренко. 18 февраля 1918 года во время штурма большевиками станицы он всячески стремился остановить кровопролитие, служил в храме молебен об умиротворении междоусобной брани. Как только большевики прорвали оборону казаков и ворвались в Кореновскую, был пущен слух, что священник служит молебен о даровании победы «кадетам». В облачении его вытащили из храма на площадь, где он, узнав о готовящихся расстрелах местных казаков, с крестом в руках на коленях умолял прекратить убийства. Ему закричали, чтобы он бросил крест, но он ответил, что умрет с крестом у груди, тогда один из красноармейцев выхватил у него крест из рук, и священник был расстрелян в упор. Его погребение состоялось через два дня 20 февраля, о чем свидетельствует запись в метрической книге».
«…Были выявлены некоторые подробности смерти священника станицы Спокойной Александра Ивановича Бубнова, убитого в июне 1918 г., предположительно, большевиками Тихорецкого революционного полка. Из рассказов взятых в плен после августа 1918 г. большевиков стало известно, каким образом происходили расправы в Спокойной. «Казнь осужденных в большинстве случаев производилась следующим образом: арестованных сажали в подвал, после суда звери палачи в подвале издевались над несчастными и полуживых, зачастую с выпавшими внутренностями, отвозили, а кто мог идти, гнали на протяжении полуверсты к кладбищу и там добивали и сбрасывали в вырытую яму, пересыпая каждую очередь землей». «Подобным образом казнены инспектор местного высшего начального училища С.В. Товпекин и священник Бубнов», — заключал автор статьи В.Добренко.
Сведения в данной статье будут еще пополняться
- Материалы исторические взяты с сайта комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии.
(37)