Греческая икона праздника Торжества Православия
Божественную литургию святителя Василия Великого совершил иерей Александр Шмигельский.
Исповедь принимал иерей Димитрий Савенко. Отец настоятель, протоиерей Анатолий Ложкин, служил Божественную литургию в Свято-Никольском храме ст.Николаевской.
Апостольское чтение — Артемий Кусков.
К таинству Причастия приступило множество детей, внушительное количество взрослых.
В тропаре Недели Торжества Православия раскрывается высокий смысл праздника:
Тропарь Трио́ди, глас 2:
Пречи́стому О́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши, я́же созда́л еси, от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.
Перед Причастием всем пришедшие в храм на молитву, могли услышать об истории этого праздника
История праздника и чин Торжества Православия
Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки православного учения о Христе, и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.
Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия. В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов, а также произносится анафема на тех, кто перед Православной Церковью совершил тяжелые грехи*. В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.
Конечно, и сейчас есть реальные исповЕдания, которые мы можем назвать еретическими, родившиеся в отделении от Церкви в силу иных догматических, богословских представлений их создателей. Но, очевидно, что на сегодняшний день спор с ними для православной Церкви особой актуальности уже не имеет. В свое время эти ереси были внутри Церкви и представляли для нее вполне реальную опасность, а сегодня это уже не так, они существуют вне Церкви. И прежде бывшей опасности – нет. Таким образом, поминовение ересей в неделю Торжества Православия, скорее всего, несет в себе именно историческое значение, но не практическое. Церковь напоминает верующим, что в ее истории были периоды, когда внутри нее шла интенсивная, напряженная полемика, связанная, прежде всего, с работой человеческой мысли. Сегодня, как свидетельствует окружающий нас мир, мысль в этом направлении не работает, поэтому и появление новых серьезных ересей маловероятно.
Личное Торжество
Если говорить о духовном смысле праздника для нас, простых верующих, для нашей духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается.
Конечно, мы можем просто на словах декларировать свою православную веру, но постоянная жизнь во Христе, та ревность, с которой многие приступают к Великому посту (и которой, к сожалению, не всем хватает на весь пост) – вот это и можно считать, своего рода, личным Торжеством Православия. Это уже определенный опыт человека, а не только воспоминание о событиях и догматических спорах в Церкви почти тысячелетней давности.
В современных реалиях Торжество Православия надо также понимать как некий первый маленький личный итог начала Великого поста, когда верующий человек, действительно, старается жить так, как должен жить христианин, в максимально возможную для себя меру. Прежде всего, человек больше молится, ходит на службу, на покаянный канон святого Андрея Критского… И все эти усилия в итоге приводят к торжеству личной жизни во Христе. Именно на этом, как мне кажется, и стоит делать сегодня акцент, а не на догматических определениях, которые при этом, несомненно, утверждают этот праздник.
Взаимосвязь, ведущая ко Христу
Мы помним, что праздником Торжества Православия завершается первая и одна из самых строгих седмиц Великого поста. Это не случайно, так как и в целом христианская жизнь приводит человека к радости. Единственный и главный итог не только первых дней поста, но и всей жизни христианина – это радость и мир во Святом Духе. Если мы прошли этот этап хорошо, больше молились и меньше грешили, постарались воздержаться от трений со своими ближними и, наоборот, проявили свои добрые качества по отношению к ним, то итогом этого всего будет подлинная радость. Тогда и сам праздник, в известном смысле, мы можем назвать личным Торжеством Православия.
Ну и, конечно, стоит помнить о том, что все седмицы и недели Великого поста имеют между собой определенную взаимосвязь. Весь пост определенным образом драматически выстроен. В нем есть своя фабула, которая постоянно развивается. Каждый проповедник может по-своему раскрыть логику Великого поста, но, однозначно, что она есть. Эта логика заключается в духовном восхождении человека навстречу Светлой Пасхе, навстречу Самому Воскресшему Христу.
________________________________________________
[*] Тяжелые грехи человека перед Церковью – ересь, вероотступничество, хула на Бога, поругание и насмешка над святынями и прочее.
Протоиерей Александр Степанов, интервью журналу «Фома»
+++
После окончания Божественной литургии был совершен Чин Торжества Православия. Надо сказать, что в Свято-Успенском храме он особенно величественный: кроме обязательных икон — Спасителя Божией Матери, выносится множество образов, к к которым в другое время верующие люди не имеют доступа, не могут их лобызать — они находятся, например, в алтаре или в запасниках. А в этот день мы можем приложиться и почтить большое количество прекрасных икон. И ждем с нетерпением этого дня!
Т.к. аналоев для всех святых образов, конечно же, не хватит, их держат руках мужчины, мальчики и девочки. Стоят весь молебный чин.
У взрослых большие иконы, у детей — иконы поменьше.
А затем все молящиеся обходят помещение храма по периметру, и таким образом целуют каждый вынесенный образ.
Ольга Ложкина
Фотографии приходские — Наталья Гречкина, Богдана Плохих, Наталья Долгопятова
Иллюстрации из открытых источников сети Интернет
(145)