Наша первая Пасха на Кубани

Молебен на Ильичевском древнехристианском городище, Отрадненский район.
Фото начала 2000 годов 

В 2018 году протоиерей Анатолий Ложкин встречает двадцатую Пасху в сане священника. Рукоположен он был во иереи в Великий Четверг 1999 года. До этого Анатолий Николаевич работал преподавателем, а вся наша семья являлась прихожанами Свято-Никольского храма Сургута.

В декабре 1998 года протоиерей Виктор Райш, ныне покойный – а тогда недавно перешедший в штат Отрадненского округа Армавирской и Майкопской епархии, — позвал своего помощника А.Ложкина наладить работу воскресной школы ст. Отрадной. Многое в том приходе было тогда в упадке. После Сургута, духовная жизнь в котором находилась уже тогда на небывалом подъеме, видеть такое запустение ревностному батюшке было невыносимо больно… Он горячо взялся за дело. Но все сферы охватить сразу не мог. И вот, взяв зимний отпуск за свой счет, Анатолий Николаевич и отправился в неведомую станицу Отрадную помогать своему духовному наставнику. Потихоньку, с Божией помощью, запустили они воскресную школу.
Параллельно с этим отец Виктор знакомил свое духовное чадо с приходами Отрадненского благочиния, показывал жизнь общин. Практически все им обоим еще долго было в диковинку. Иной менталитет жителей Кубани по сравнению с сибиряками, иной уклад жизни жителей станиц, нежели у обитателей молодого индустриального города. Умом все это было понятно, а вот начать жить в этих новых условиях предстояло Анатолию Николаевичу очень скоро. Но зимой он еще об этом и не догадывался.
Видимо, к этому времени у отца Виктора созрел план рукоположить образованного, ответственного, а главное, верующего мирянина в сан служителя Церкви. Но до поры до времени он молчал.
А потом словно сама жизнь ускорила эти события. В станице Передовой Отрадненского района в самом начале Великого поста 1999 года трагически погиб настоятель. И вот, отец Виктор везет ничего не подозревающего Анатолия Николаевича на прием к епископу Майкопскому и Армавирскому Филарету, который уже ждет их. Звучит судьбоносное предложение стать священником. Отец Виктор, как духовный отец, ручается за свое чадо. А.Н.Ложкин буквально плачет, страшась такой ответственности, перемены жизненных обстоятельств в немолодом возрасте – ведь ему уже 51 год. Чувствует себя недостойным высокого звания «священник». Но весомые аргументы и теплый взгляд владыки немного успокаивают его.
Так как станица Передовая осиротела внезапно, с рукоположением решено было не тянуть. Отец Анатолий вспоминал потом, что все это время пролетело словно в каком-то полусне. Конечно, он был бодр и собран, изучал церковный устав, ход богослужения, ибо ранее не был алтарником, а нес послушание на клиросе.
Новостью о скором папином рукоположении наша семья была ошеломлена. Ждали отца домой и возвращения его на работу, и вдруг такие вести! Узнав дату рукоположения, решили ехать поездом всем женским «коллективом» — мама и три дочки. Уладив дела на работе и в учебе, на две недели отправились в  дорогу. Был апрель, завершающие дни Великого поста.Выезжали из Сургута при температуре ниже -30 градусов, и нам предстояло испытать множество удивительных моментов в пути. Связаны они были с весенним пробуждением природы. По мере продвижения поезда на юг, постепенно исчез снег. А в Ростовской области нас встречали желтые облака цветущего кизила. Первый раз в жизни мы, северные девчонки, увидели тогда цветущие деревья! Восторгам не было предела.
Вот и Краснодарский край, Армавирский ж/д вокзал. Отец Виктор Райш повез нас к себе домой. Его супруга, матушка Людмила, к нашему приезду накрыла стол в саду, под нежными белыми цветами. На следующий день, увидев с дороги огромный  совхозный сад, мы попросили остановиться и вошли в него. Стройными рядами уходили вдаль розовые деревья, и какой аромат разливался кругом! Мы не могли надышаться. Анюта, младшая сестра, сказала: «Наверное, так пахнет в Раю!».
Рукополагали отца Анатолия в Майкопе, в кафедральном Свято-Троицком соборе. Но поехать праздновать Пасху на своем приходе батюшке тогда не довелось. Для богослужебной практики отец Виктор оставил его служить в станице Отрадной, а в Передовую временно отправил своего штатного священника. Нас взяли на отрадненский клирос.
В Пасхальную ночь удивил один момент. Стоя на верхнем балконе, мы видели, как в храм вошли молодые люди с сидящими у них на плечах девушками… Очевидно, компания была навеселе. Это стало заметно по их странному поведению. К счастью или нет, но надолго они в храме не задержались, и казакам даже не понадобилось применить свои меры воздействия.
А ещё, ближе к середине ночной Пасхальной службы, когда некоторых людей может одолевать дремота, из алтаря вынесли большую корзину крашеных яиц. Под восклицания «Христос воскресе!», в гущу молящихся аккуратно, но метко полетели эти разноцветные вестники. Тут уж волей-неволей будешь начеку, чтобы не получить яйцом по лбу! Веселый и озорной обычай, который существует во многих приходах, — а протоиерей Виктор привез его  из Сибири.
Отец Анатолий оказался способным учеником и быстро осваивал все необходимые навыки. Всю Светлую седмицу мы от души служили Богу словно те певчие птицы, которые на разные лады возносили хвалу своему Воскресшему Творцу. Познакомились мы с батюшками, служащими в храмах Отрадненского района. Да и местным певчим мы весьма помогли своим приездом, поделилась с нами радостью регент, матушка Людмила.
Дома у семьи Райш мы, как дорогие гости, были предоставлены собственному времяпровождению, — ходили по прогревающейся земле босиком, слушали звуки весенней природы и понимали, что вскоре эта сказка закончится, и мы вернемся домой. Что будет дальше, мы еще четко не осознавали, слишком стремительными были эти недавние изменения. А в Сургуте ждали родня и друзья, налаженный быт, успешная учеба и стабильная работа…
На семейном совете было решено, что мама сразу переедет на Кубань, — супруги должны быть вместе, а мы пока останемся жить в Сибири.
В последний день нашего приезда  прогремел первый весенний гром и пролился дождь. Уезжать уже не хотелось, несмотря ни на что. Нам дали с собой столько пасхальных гостинцев, что можно было бы накормить весь вагон. Когда мы сели в поезд, который доставит нас домой, в «снежную зарю», жалели, что папа остался один, без нашей помощи. А он уже перебрался в Передовую, осваиваться на приходе святого великомученика Димитрия Солунского.
И, наверное, у всех троих дочерей одновременно возникла тогда мысль вскоре все же переехать на Кубань. Так и произошло. А спустя чуть больше года, когда приход и жители станицы Передовой стали для нас самыми дорогими людьми, отца Анатолия как перспективного и активного священника, внезапно перебросили «с повышением» восстанавливать Свято-Успенский приход села Успенского. Но это уже другая история…
О.ЛОЖКИНА.
Фото из архива семьи Ложкиных.

(183)

Наша первая Пасха на Кубани: 6 комментариев

  1. Богдана

    Многая и благая лета нашему дорогому батюшке! Ольгу Анатольевну благодарим за трогательную статью!

    1. uspenskoe23 Автор записи

      Христос Воскресе! Дай Господь укрепления и спасения души всем нам!!!!
      Богдана Владимировна, милая, благодарю от души!

      1. Наталья

        Удивительный рассказ! Нашему любимому батюшке и его верной спутнице здоровья и многая лета!

        1. uspenskoe23 Автор записи

          Христос воскресе! Да, супруга священника играет огромную роль… И отцу Анатолию Господь послал истинную спутницу и верную помощницу!
          Большое спасибо за ваш теплый отзыв, дорогая Наталья!

  2. Наталья Долгопятова

    Христос Воскресе!!! рада своей встречи в жизни с О. Анатолием и его прекрасным семейством. Благодарна Богу за Вас!!! Храни Вас воскресший Господь и его Пречистая Матерь!!!!!

  3. Юлия

    Христос Воскресе! Многая лета батюшке Анатолию и всей его замечательной семье! Огромная благодарность за всё, что вы делаете! Как здорово, что Господь послал вас именно в наш приход!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *