Наша семья в военное время.
Родители мои — Василий Михайлович Сыч и Антонина Елизаровна Зубкова — жили в г.Днепродзержинске Днепропетровской области. Отец был военным, по специальности – стрелком-радистом. Во время войны летал на самолете. Был сбит, ранен.
В период фашистской оккупации
«…На борту каждого бомбардировщика неотъемлемыми членами экипажа являются стрелки-радисты. Они выполняют ответственную задачу по связи с землей и с самолетами, по обороне при нападении истребителей противника.
Профессия стрелка-радиста требует большой выучки и сноровки. Условия его работы совсем не похожи на те, в которых действуют радисты наземных войсковых радиостанций. Воздушному радисту часто приходится держать связь на высоте нескольких тысяч метров над землей при морозе, достигающем —65 —70°. Шум моторов затрудняет поиски нужной радиостанции.
Бомбардировщик летит на большой высоте. На лице радиста — маска, соединенная резиновым шлангом с кислородным баллоном. Недостаток воздуха заставляет его дышать кислородом. Все же организм становится вялым; появляется апатия, шум в голове, а нестерпимый холод дает о себе знать, несмотря на теплое меховое обмундирование.
Но радист привычно отстукивает очередную радиограмму о замеченных изменениях у противника, об условиях полета, о состоянии погоды по маршруту, он знает, что в это время в части, находящейся за сотни километров, с неослабным вниманием следят по карте за летящей эскадрильей.
В боевой обстановке радисту работать еще труднее. Ему нельзя держать длительную связь с землей, так как это демаскирует самолеты. Радист принужден передавать радиограммы изредка при помощи кода или условными короткими сигналами.
Стрелок-радист обязан быть вместе с тем и воздушным) снайпером. …Вот ‘бомбардировщики пересекают линию фронта. Стрелок- радист удваивает наблюдение за воздушной средой. В воздухе появляются истребители противника. Он должен их своевременно опознать и сообщить об этом летчику.
— Враг! — безошибочно определяет стрелок и, предупреждая товарищей, дает очередь из пулемета. На время рация забыта. Вместо ключа передатчика в руках рукоятка пулемета. Дружным согласованным огнем, взаимно помогая друг другу, стрелки-радисты ведут оборонительный бой, отбивая атаки истребителей». (С. Рыбаков. Газета «Радиофронт» №4)
…Я родилась 9 января 1942 года. Город был занят фашистами.
Советские войска форсируют Днепр. 1943 год
Было очень тяжело… Когда наши войска в октябре 1943 года освободили Днепродзержинск, мама – почтовый работник, — уехала со мной на руках к своей матери на Кубань. Работала в ОПП Кропоткина. С малых лет я помню, как мы собирали грибы, если траву – касатик, конский щавель. Выживали как могли: сажали кукурузу, смолов зерно на крупорушку, варили мамалыгу.
«…Полуголые, полуголодные,
Ели всё мало-мальски съедобное.
То, что собрано с поля бесплодного –
Слаще мёда и хлебушка сдобного.
Только тюря, гнилая картошечка,
Да и то понемногу, не досыта,
Со стола собирали все крошечки».
И заплакала… Долго. Изношенно.
Из стихотворения Ларисы Луканевой
Радовались жизни, когда наступил мир. Как и все, мы ждали возвращения отца с фронта, а он приехал только в 1949 году – оставался наводить порядок в Германии. Затем он работал экономистом в сфере ЖКХ, восстанавливал разрушенное войной хозяйство.
Лия (Лилия) Васильевна Макогон, прихожанка Свято-Успенского храма с.Успенского
Фотографии из открытых источников сети Интернет
Подготовила Ольга Ложкина
(61)