Истории бессмертного полка. Семья Валентины Васильевны Горбоносовой

О своем прадедушке рассказывает дочь Валентины Васильевны — Татьяна Егоровна Горбатова

В нашей семье воевали все мужчины, но я хочу рассказать о самом старшем из них – моем прадедушке, главе семейства — Осташко Степане Фадеевиче.

Его призвали в армию в октябре 1941 года, самого первого из семьи. Служить он попал в Отдельный Федеральный мостостроительный батальон №42/06.

В 1989 году вышла в свет книга «Архитектура мостов» Б.М. Надёжина. Отдельная глава ее посвящена строительству временных мостов Великой отечественной войны. Автор, сам участник войны, от первого лица очень живо и ярко рассказывает о характере работы мостостроителей во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., о незабываемом возведении моста на морском проливе. Не столько о технической стороне работы, сколько об общей обстановке и необычности условий. Отчасти мы можем представить, в каких тяжелых обстоятельствах приходилось служить и трудиться для Победы батальону, в котором служил Степан Фадеевич.

«…Уже с конца 1941 г. для передвижения войск и военной техники при наступлении Советской армии стали необходимы хорошие дороги. В их восстановлении наиболее трудоемким было строительство мостов.

Специальность привела меня в число военных железнодорожников, и с октября 1941 по май 1945 г. я работал на восстановлении больших мостов в проектных группах на Юго-Западном фронте, 3-м Украинском, Южном. В начале 1942 г. мосты на Оке у городов Алексина и Белева возобновляли так: упавшие одним концом пролетные строения поднимали гидравлическими домкратами на шпальных клетках, которые постепенно наращивали. Для опор на льду Оки срубили бревенчатые ряжи, чуть выше возможного уровня весеннего паводка. Установив на место, загрузили их камнем и сверху возвели рамные конструкции из брусьев.

Длительная сложная работа, которую на Белевском мосту дополнительно затрудняла близость фронта: немецкая батарея пользуясь хорошей освещенностью, почти ежедневно производила прямой обстрел моста и поселка на высокое берегу, где мы жили и работали. Позже строили мосты в низком уровне, которые служили лишь до первого па-водка. Сооружались они быстро: сквозь лед в дно реки забивали сваи, поверх них прикрепляли поперечные балки и ставили «пакеты» — короткие балочные металлические пролетные строения.

Работа на восстановлении мостов была связана с многочисленными передвижениями на дрезинах, паровозах и платформах, открытых площадках вагонов грузовых поездов с боеприпасами, иногда пешком. Взрывы и ураган пламени подожженного гитлеровцами города в ночь их отступления 25 октября 1943 г. я видел с левого берега Днепра из Игрени, куда мы приехали накануне для восстановления Днепропетровского моста. Мост был разрушен настолько, что возобновлять прежние конструкции не имело смысла. Поэтому рядом строили новый временный мост на свайных опорах с деревянными рамными надстройками и металлическими пакетами пролетных строений.

Перевозка рамных опор

Для перехода с одного берега на другой в хаосе конструкций разрушенного моста плотники соорудили примитивный деревянный тротуар по упавшим фермам Иногда он проходил между ними, иногда вместе с удержавшимся концом пролетного строения поднимался на верх уцелевшей опоры, местами почти лежал на воде. По тротуару шли все: и мостостроители, сооружающие временный мост, и военные, и возвращающиеся из эвакуациии жители. Мне часто приходилось ходить через мост. Я знал, где провалилась доска, где торчит конец винтообразно искореженного рельса, где надо перелезать через поперечные элементы ферм или проползти по. ними в зависимости от того, на какой они высоте, но в первый раз шел ночью.

Внизу сквозь завал мостового металла пробивалась днепровская вода. Луна и отблески ее колеблющегося отражения в водяных струях слабо освещали чудовищные нагромождения. Силуэты сложных переплетений огромных ферм в невообразимо противоестественных ракурсах, глубокие черные провалы неосвещенных мест Ни с чем не сравнимое грандиозное и мрачное зрелище

Путь через Днепр — более километра: спуски и подъемы по трапам с поперечными планками, которыми то и дело сменялись тротуары, участок внутри поваленной на сторону фермы, куда совсем не попадает свет и приходится держать впереди вытянутую руку, чтобы не наткнуться на свисающий или выдвинувшийся сбоку отрезок железных стойки, раскоса из тавра, швеллера или уголка. Луна скрылась, стал моросить дождь, изменившееся . освещение еще усилило фантастичность уходящих в темноту гигантских очертаний». 

Восстановление разрушенного фашистами моста

…Прослужил он два года. В сентябре 1943 года пришло извещение о том, что Осташко Степан Фадеевич «в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество», заболел и умер 15 сентября 1943 года.

Похоронен прадедушка в городе Сочи на городском кладбище.

Подготовила Ольга Ложкина

Фотографии /исторические/ из открытых источников сети Интернет

 

(100)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *