«Помо́щник и покрови́тель бысть мне во спасе́ние…» Начало чтения Великого покаянного покаянного канона Андрея Критского

Первые четыре дня Великого поста Церковь предлагает верующим сразу погрузиться в атмосферу покаяния, через чтение и пение этого уникального Канона.

В понедельник, 11 марта, служил о.настоятель, иерей Александр Шмигельский.

* В прошлые годы понедельник и среда первой седмицы Поста были на попечении прежнего настоятеля, прот. Анатолия Ложкина, а вторник и четверг служил штатный клирик, иерей Александр Шмигельский. В этом году о.Анатолий ездит на чтение Канона попеременно в приходы ст.Николаевской и ст.Убеженской.*

Мы слышим и видим в тексте постоянное соотношение библейских персонажей (от самых высоких и святых душ — до иных людей, где произошла полная потеря человеческого облика) с душой человеческой, ее состоянием.

Текст труден. Наполнен отсылками к Ветхому и Новому Завету, и священники рекомендуют иметь текст на руках, лучше всего — с параллельным переложением на русский язык.

Мы   тоже, по традиции, вносим свою лепту в литургическую грамотность прихожан. Сегодня рассмотрим одну из песней Канона — как объясняется ее смысл.

Итак, завтра. Вторник, вторая песнь. «Адам и Ева».

Начнем с объяснения:

Как говорит Писание, согрешив, Адам и Ева сначала почувствовали себя нагими, спрятались от Бога и опоясались листьями смоковницы. Так они «выдали», что согрешили. Затем им были даны кожаные одежды, соответствующие их смертному состоянию. Но человек не потерян: в Евангелии Христос говорит, что радость на небесах о покаянии грешника подобна той особенной радости, которая бывает у человека, когда он находит потерянную монету. Слезы кающегося также сравниваются с миром, драгоценным маслом, которым, согласно Евангелию, грешница, плача, помазала ноги Христа.

Грех действует в нас, как в Адаме: человек, самовластно, то есть добровольно предаваясь грехам, остается ни с чем — как бы нагим, лишенным благодатного Божьего покрова, первоначальных задатков и внутренней красоты. Одновременно он покрывает себя привязанностями к земному и внешнему, которые досаждают ему и тяготят его. Евангелие же возвещает, что Христос готов найти и вернуть эту красоту, если человек со слезами просит Его об этом.

А вот —  текст:

Сшива́ше ко́жныя ри́зы грех мне, обнажи́вый мя пе́рвыя боготка́нныя оде́жды.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Обложе́н есмь одея́нием студа́, я́коже ли́ствием смоко́вным, во обличе́ние мои́х самовла́стных страсте́й.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Оде́яхся в сра́мную ри́зу, и окровавле́нную сту́дно, тече́нием стра́стнаго и любосла́стнаго живота́.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Впадо́х в стра́стную па́губу, и в веще́ственную тлю, и отто́ле до ны́не враг мне досажда́ет.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Любове́щное и любоиме́нное житие́, невоздержа́нием, Спа́се, предпоче́т, ны́не тя́жким бре́менем обложе́н есмь.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Украси́х плотски́й о́браз, скве́рных помышле́ний разли́чным обложе́нием, и осужда́юся.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Вне́шним приле́жно благоукраше́нием еди́нем попеко́хся, вну́треннюю презре́в Богообра́зную ски́нию.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Погребо́х пе́рваго о́браза добро́ту, Спа́се, страстьми́, ю́же я́ко иногда́ дра́хму взыска́в обря́щи.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Согреши́х, я́коже блудни́ца вопию́ Ти: еди́н согреши́х Тебе́, я́ко ми́ро приими́, Спа́се, и моя́ сле́зы.

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Очи́сти, я́коже мыта́рь вопию́ Ти, Спа́се, очи́сти мя, никто́же бо су́щих из Ада́ма, я́коже аз согреши́х Тебе́.

 

 

 

 

 

(63)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *