В эти дни отмечается очередная годовщина воссоединения полуострова Крым с Россией. Историческая справедливость восторжествовала 16 марта 2014 года, что подтвердил свободный выбор подавляющего большинства крымчан в ходе исторического референдума.
Православие является численно преобладающей религией в современном Крыму. Поэтому многих людей интересует — а что Православная церковь на полуострове? Ее деятельность и жизнь православных как-то изменились в ту или иную сторону?
Паломничество не претерпело каких-либо ухудшений; напротив, синхронно с увеличением числа туристов из России, ширится и поток паломнических групп. Например, как из Кубанской митрополии, так и непосредственно из нашей Армавирской епархии поездки в Крым совершаются с завидной регулярностью, несколько раз в год.
В свою очередь, крымчанам стало проще и доступнее посещать православные святыни других мест России.
…Совершая краткий экскурс в историю, мы осознаём, что именно в Крыму – самые древние христианские места России. Процесс христианизации Крыма начался в античную эпоху и закончился к концу IV века. Считается, что христианство в Крыму проповедовал апостол Андрей Первозванный, и что след от ступни на руинах древнего Херсонеса принадлежит ему. Именно этот, типично византийский город, стал главным центром православных традиций Крыма, в котором уже в IV веке была учреждена Херсонская епархия. В начале IV века появилась православная епархия и на Боспоре.
Крым известен своими богатыми монашескими традициями. В VII веке появляются первые упоминания о жизни монахов в пещерных монастырях горного Крыма. Особенно много их стало, когда в самой Византии началось иконоборческое движение (726—834 гг.). В это время в Тавриду хлынул поток иконопочитатели, которых возглавляли преследуемые правительством монахи.
А в 988 году в Херсонесе был крещён русский равноапостольный князь Владимир. Затем, в водах Днепра он крестил и всю Русь.
«Мост» в сегодняшний день
Сегодня на полуострове действует Крымская митрополия УПЦ МП под руководством митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря. Состоит она из трех епархий: Симферопольской и Крымской, Феодосийской (и Керченской) и Джанкойской.
Когда российские люди впервые осознают этот момент административного подчинения, они бывают удивлены: «Надо же, — здесь Украинская Православная Церковь?». Да, и это объяснимо. «Крым был и остается частью единой многонациональной церкви», — постановил Священный Синод РПЦ в марте 2014 года после вхождения Крыма в состав России. То есть церковь изменение госграниц не затронуло. Ей, как и другим религиозным организациям в Крыму, нужно было пройти перерегистрацию по российским законам. Несмотря на протесты украинских националистов, общественников, ангажированных журналистов, всё постепенно было унифицировано. Документы приведены в соответствие с российскими законами, клирики епархий Крыма продолжают нести свое спасительное служение.
«Священным Синодом УПЦ никогда не принималось документов, которые бы меняли каноническое подчинение епархий на полуострове», — информирует глава Синодального информационного отдела УПЦ епископ Ирпенский Климент (Вечеря).
«Крым – это святая земля, колыбель православия Руси, которую нельзя разодрать как хитон Христов, потому что это святыня и для греков, и для русских, и для украинцев. Эта территория в разные периоды имела разную госпринадлежность. Многое было сделано по возрождению православных святынь, когда Крым входил в состав Российской империи и России до 1954 года», — говорят священники.
Обратим внимание на важное положение, прописанное в Уставе Симферопольской и Крымской епархии: «Епархия является каноническим подразделением Украинской православной церкви и входит в ее иерархическую структуру… Территориальная сфера деятельности Епархии — Республика Крым, а также город федерального значения Севастополь».
— Почему статус епархий в Крыму остался неизменным? — вопрос секретарю Симферопольской и Крымской епархии прот. Александру Якушечкину.
— Мы все помним слова Патриарха Кирилла о том, что Русская православная церковь — это понятие надгосударственное. Это церковь не только русского народа, она находится не только на территории РФ. Мы находимся над политикой. Мы должны всех объединять и примирять, что мы сейчас и делаем. Даже затрудняюсь сказать, сколько уже конвоев в Донбасс отправила наша епархия. Без всякого сопровождения и льгот на таможню, под взрывами наши батюшки везут гуманитарную помощь в епархии юго-востока. Крест, ряса — вот их пропуска.
Владимир ЛЕГОЙДА, глава Синодального информационного отдела РПЦ: «Религиозная организация не может признать изменение границ»
— Необходимость соблюдения норм действующего сегодня в Крыму государственного права объективна для всех организаций, которые там располагаются, но она никак не может привести к какому-то переделу церковной собственности внутри канонической общности, которую представляет собой Московский патриархат. Что касается вопроса юридического признания, в котором украинские СМИ обвинили Украинскую церковь, то можно только удивляться уровню безграмотности. Ни одна религиозная организация, за исключением Римско-католической церкви (Ватикан — это государство), не является субъектом международного права и не обладает правовой способностью юридического признания или непризнания изменений госграниц. У религиозной организации нет альтернативы, кроме как соответствовать тому праву, которое действует в месте их географического расположения.
Несколько полезных ссылок:
Официальный сайт Симферопольской и Крымской епархии:
Официальный сайт Джанкойской епархии:
Официальный сайт Феодосийской (и Керченской) епархии:
Паломнический отдел Симферопольской и Крымской епархии
https://crimea-palomnik.ru/
Паломничество и отдых в Крыму| ВКонтакте.
Официальное сообщество паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии
Ольга Ложкина, по страницам православных и православно-ориентированных интернет-изданий.
Фотографии с любовью отобраны из сети интернет
(65)