6 февраля — память преподобной Ксении (в миру Евсе́вии) Миласской

В России очень почитают память святой блаженной Ксении Петербургской. За ее светлой личностью иной раз забывается другая святая Ксения, которая празднуется в этот же день,6 февраля — преподобная Ксения Миласская, жившая в V веке. Между святыми тёзками существует самая прямая связь — Ксению Петербургскую нарекли в честь Ксении Миласской.

Будущая блаженная, Ксения Григорьева, конечно, хорошо знала житие своей небесной покровительницы.

Давайте и мы благоговейно вчитаемся в строки жития святой преподобной Ксении.

Преподобная Ксения (V), в миру Евсевия, была единственной дочерью знатного римского сенатора. С юности она стремилась к Богу. Чтобы избежать предстоящего ей брака, она тайно ушла из родительского дома с двумя преданными ей служанками и отплыла на корабле.

Встретившись, по промыслу Божию, с настоятелем обители святого апостола Андрея, которая находилась в городе Милассе, в Кесарии, она упросила его взять ее вместе со спутницами в Миласс; изменив свое имя, она назвалась Ксенией. В Милассе она купила землю, построила храм во имя святого Стефана и основала женский монастырь. Вскоре после этого епископ Миласса, Павел, посвятил Ксению в диакониссы, как вполне достойную этого звания по добродетельной жизни.

Здесь мы встречаемся с этим красивым и загадочным раннехристианским понятием — «диакониса» (или «диаконисса»). Диакониса (Διακόνισσα) – слово, которое в переводе с древнегреческого языка означает служительница. Это особый вид служения в Церкви, сродный служению диакона. Только диакониса не совершает богослужение. Этот чин был установлен в Церкви, чтобы помогать женщинам при крещении (готовить их к крещению), распределять милостыню среди женщин, относить причастие в дома к женщинам, смотреть за порядком в женской части храма (диаконисы смотрели за входящими и выходящими из храма женщинами, подобно диаконам в мужской части храма), проповедовать среди женщин и воспитывать их в христианстве.

Святая всем оказывала помощь: для бедных была благотворительницей, для скорбящих – утешительницей, для грешных – наставницей. Имела глубокое смирение, считая себя хуже и грешнее всех. В подвигах своих руководствовалась советами палестинского подвижника преподобного Евфимия.

Высокой жизнью святая Ксения привлекла многие души ко спасению. Кончина святой девы во время молитвы была отмечена Господом явлением в небе над монастырем знамения в виде светлого венца с блистающим посреди него крестом, который сопровождал тело святой, вынесенное в город к народу, и сохранялся до самого момента погребения. Множество больных, прикасаясь к мощам святой, получило исцеления.

Тропарь преподобной Ксении Миласской, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Ксе́ние, дух твой.

Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест, ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Ксения, дух твой.

Кондак преподобной Ксении Миласской, глас 2

Твою́ страннонра́вную, Ксе́ние, па́мять соверша́юще,/ любо́вию почита́ющии тя, пое́м Христа́,/ во всех тебе́ подаю́щаго кре́пость исцеле́ний,// Ему́же всегда́ моли́ся о всех нас.

Перевод: Память твоего странничества, Ксения (Ксения от греч. ξένος – чужестранный), празднуя, с любовью почитаем тебя и воспеваем Христа во всем подающего тебе силу исцелений. Ему же всегда молись обо всех нас.

Всю жизнь святая блаженная Ксения Петербургская почитала свою небесную покровительницу, это несомненно. Вот бы и нам брать из житий святых угодников лучшее и стремиться воплощать в своей жизни.

Текст и иконы — из открытых православных источников

(190)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *