В нашем храме две иконы святого великомученика. Одна, появившаяся первой, расположена в нижнем ряду иконостаса. В северной стороне, там, где стоит клирос. Образ святого — в полный рост. Номер иконы — 28. Между иконами святого преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Георгия Победоносца.
Вторая появилась относительно недавно. Располагается непосредственно в храме. На северной стене, под номером 20.
В «четырехлистнике» из образов святых:
— преподобного Александра Свирского
— великомученика Георгия Победоносца
— блаженной Матроны Московской
Изображение святого — поясное.
Остальные моменты — как и на иконе в иконостасе.
Одеяние святого: традиционное для иконописного изображения святых лекарей и целителей: сине- зелёный хитон с золотыми нарукавниками, и коричневом (красно-коричневом) плаще.
В руках святой держит коробочку с лечебными снадобьями, а также маленькую ложечку. Причем она напоминает лжицу для причащения Святых Христовых Таин.
А вот что об иконе святого поведал нам протоиерей Артемий Владимиров:
«…Подходя к иконе, посмотрим на чудесный образ, писанный в Афонском Пантелеимоновом монастыре, где сегодня будет происходить и уже происходит самый великий праздник. Великомученик смотрит на нас из вечности – прекрасный, вечно юный – время над ним не властно, он сияет в ореоле Христовой благодати, во исполнение слов царя Соломона: Аще кто благочестив, у того и лицо цветёт – свежестью, юностью, приветливостью, радостью, благодатным сиянием. Великомученик одет в изумрудного цвета одежды. Зелёный цвет, как мы знаем, имеем символическое значение вечной юности, вечной свежести, нетления Божественной благодати. А поверх его зелёного одеяния багряный плащ мученика – того, кто пролил кровь за Христа и одновременно убелил одежды Кровью Агнца. Плащ этот держится на золотой пряжке, напоминающей золотое ожерелье, описанное в притчах царя Соломона. Этим ожерельем царь Соломон именовал молитву Всевышнему, обращённость ума и сердца к Богу, обращённость, которая привлекает Божественную благодать.
Святого Пантелеимона мы узнаем и по его безбородому прекрасному девственному лику, и по коробочке со снадобьями, которую он держит в левой руке, а в правой небольшую лжицу, напоминающую ложечку для причащения Святых Даров. Всегда душа тянется к такому изображению, желает приложиться к этой коробочке с чудотворными лекарствами, прося у святого великомученика здоровья, исцеления от болезней. В коробочке два отделения, хотя на других иконах, на большой иконе слева при входе в наш храм мы можем видеть три малых пузырька – видимо, канон не обусловливает строго, и каждый иконописец по-своему изображает этот ящичек. Взирая в него, легко догадаться, какие снадобья предлагает нам великомученик.
Это, конечно, смирение – драгоценное снадобье, имеющее чудотворную силу. Это терпение, без которого не то что Богу не угодишь, но и рыбку из пруда не выловишь. И благодарность, благодарение, благодушное восприятие жизненного жребия, доверие к Божьему Промыслу. Стараясь питать своё сердце этими духовными микроэлементами – самоукорением, мужественным перенесением невзгод и доверительной благодарностью Господу – мы оказываемся открытыми для воздействия на нас энергии Святого Духа, всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей2. Действительно, когда идёт речь о благодати Божией, когда она приходит к нам, а мы соприкасаемся с нею, то всегда слышим в храме Божием слова: во исцеление души и тела, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Помолимся святому великомученику Пантелеимону – мы уже много месяцев ежедневно на молебственном пении против морового поветрия возносим его святое имя, чтобы он хранил всех присутствующих и отсутствующих, за кого мы молимся, от всякой хвори, от всяких болезнетворных вирусов. Не будем забывать только, что, помимо вирусов, которые присутствуют в физическом мире, есть ещё более ядовитые, разрушительные вирусы, которые присутствуют в мире духовном – вирусы гордыни, гнева, нечистоты. Да сохранит нас Господь, молитвами великомученика и целителя Пантелеимона, от всякой заразы и вещественной, и духовной. И будем готовиться к участию в праздничной Божественной Евхаристии, к причащению Святых Христовых Таин во исцеление души и тела».
Из проповеди 8 августа 2020 г., Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы
(50)