*Отдание — это завершающий день периода празднования.
Одно из самых частых обращений к Богородице, как мы знаем — «Честне́йшая Херувим и сла́внейшая без сравнения Серафим».
Что же означают эти слова?
«В этой молитве мы восхваляем Богородицу, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (сла́внейшую) превосходит самых высших Ангелов: Серафимов и Херувимов.
Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех — не только людей, но и святых Ангелов, причем самых высших — Херувимов и Серафимов, которые находятся ближе всех Ангелов к Богу и более всех их посвящены в Его Тайны. Серафимы, постоянно приникая к огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества.
Если для Серафимов Бог является, как пламенногорящая Любовь, то для Херувимов Бог — вечно светящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в божественный разум, восхваляют, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны божественные, с трепетом проникают в них. Вот почему, по свидетельству Слова Божия, в Ветхом завете Херувимы изображаются над Ковчегом Завета приникающими преимущественно перед всеми другими чинами.
Теперь посмотрим на Богородицу. Если Серафимы только созерцают Огонь Божьей Любви и частично отражают его низшим чинам и людям (как уста пророка Исайи были очищены Серафимом с помощью горящего угля), то Матерь Бога носила этот Огонь внутри Себя под сердцем и осталась жива, потому Её прообразом и является неопалимая купина, которую видел Моисей. Как там куст горел и не сгорал, так и тут Дева, человек, имела внутри Огонь пояда́ющий — Бога — и не сгорела.
Если Херувимы могут постигать Свет Божества, то Богородица — Матерь Этого Света в том плане, что зачала и выносила Богомладенца. Потому мы Её так величаем. И Она является наивысшим из Божьих Творений, поскольку была достойна родить Своего Создателя и этим освящена еще больше.
«Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери», — пишет об этом святитель Игнатий Брянчани́нов».
Иерей Сергий Ширапов
Журнал «Фома»
(42)