Пророк Иона, главный герой и автор одноименной пророческой книги, жил в VIII веке до н.э., в эпоху, когда город Ниневия стал столицей ассирийского государства. Из книги пророка Ионы мы не можем почерпнуть никаких сведений о его жизни. Нам остается неизвестным, где и когда на него была возложена пророческая миссия. Автор упоминает лишь о том, что был сыном Амафии (Ион. 1:1), и указывает на тот факт, что когда он начал пророческую деятельность, Ниневия была «великим городом» (Ин. 1:2).
Однако Иона, вместо того, чтобы непосредственно исполнить волю Бога и проповедовать ниневитянам, уходит в Иоппию и садится на корабль, отплывающий в Фарсис. Тогда, по Божественному повелению, на море поднялся шторм и корабельщики бросили Иону в море, где его проглотил кит (Ион. 1:3 – 2:1).
Пребывание Ионы на протяжении трех дней в чреве кита и его извержение на сушу являются для всего Ветхого Завета символом тридневного погребения и Воскресения Христа. Кроме того, даже Сам Иисус Христос, желая описать Свое тридневное Погребение и Воскресение, сравнивает его с трехсуточным нахождением Ионы внутри кита и его последующим извержением на сушу: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).
Однако в тексте пророчества Ионы ничего не говорится о том, в каком положении находилось его тело в чреве кита. Но православная гимнография, доносящая до нас церковную традицию, представляет пророка Иону в момент его нахождения внутри кита распростершим свои руки и образующим знак Креста: «Образ Божественнаго Креста, Иона во чреве китове, простертыма дланьма проначерта» (катавасия утрени воскресения Крестопоклонной недели).
Именно знак Креста, обозначенный в замкнутом пространстве чрева кита, стал тем, что спасло Иону и помогло ему по прошествии трех дней выйти на сушу невредимым. Это событие становится одним из величайших чудес Ветхого Завета, связанным с нарушением естественных законов по Божественному вмешательству. Парадоксальным и удивительным пребывание Ионы на протяжении трех дней внутри кита является, с одной стороны, потому, что столь долгое отсутствие воздуха не вызвало смерти, с другой – из-за того, что Ионе удалось спастись и в добром здравии выйти наружу.
По установлению Церкви, память пророка Ионы празднуется 21 сентября (Греч.), в день, когда происходит отдание праздника Воздвижения честного Креста.
Праздник Крестовоздвижения является воспоминанием о Страстях и Распятии Господа, которое не произошло ни в стенах Иерусалима, ни в другом закрытом пространстве, чтобы Иудеям не удалось присвоить себе это мироспасительное событие. Оно случилось за городскими стенами на открытом пространстве (Мф. 27:32 – 33, Мк. 23:26), чтобы освятить все и стать обозримым со всех четырех сторон Креста, соответствующих четырем сторонам горизонта.
Распятие Христа предвещает его Воскресение. После Воскресения и Пятидесятницы и сошествия Святого Духа берет свое начало апостольская проповедь и шествие Евангельского слова по всем народам.
Изображение знака Креста как символа распятого Господа Ионой в чреве кита и его последующая пророческая деятельность в различных землях дают нам основания утверждать, что книга пророчеств Ионы, помимо тридневного Погребения и Воскресения Христа и Знамения Честного Креста, предвещает и проповедь святых Апостолов, поскольку Иона был послан Богом в чужие земли, а не в Израиль. В ту эпоху северное царство было уничтожено ассирийцами, вследствие чего Иона был вынужден отправится к врагам израильского народа. Во времена проповеди Ионы существовали пророчества о воплощении Слова, которое еще не было осуществлено. Путь пророка Ионы, в том числе и его нахождение в море, знаменует собой участие Бога в жизни всего творения.
Таким образом, Иона, первоначально отказавшийся проповедовать слово Божие в Ниневии, отправился в Фарсис (Ион. 1:3), где его поглощает кит (Ион. 2:1), впоследствии извергший его на сушу целым и невредимым. После этого Иона снова получает от Бога повеление проповедовать в Ниневии (Ион. 3:1 -2). В результате жители Ниневии покаялись и спаслись (Ион. 3:3 – 10).
Центром учения пророка Ионы является Бог. Для пророка Бог – все. От Него происходит, им руководится и в Нем заканчивается все сущее. Иона считает Бога исключительным и национальным Богом иудеев, заботящимся только лишь об этом народе. Именно эта точка зрения вынуждает Иону ослушаться Божественного повеления. Однако Бог стоит выше национальностей и является всеобщим, заботясь о каждом, независимо от его национальной принадлежности. По этой причине Бог призывает Иону проповедовать за пределами Израиля, ибо другие народы не являются врагами ни иудеев, ни Бога, а напротив, представляют собой детей и творения Божии, нуждающиеся в покаянии, спасении и возвращении к своему Творцу.
Феодорос Рокас, богослов.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
(44)