Продолжение.
Богослужебная дисциплина
Особой заботой отца настоятеля была храмовая богослужебная дисциплина. Казалось бы, простое условие – не болтать во время службы, но как же трудно выполнимым оно является для некоторых людей, особенно для постоянных прихожан, которые прекрасно знают правила поведения в храме, однако же…
«Отношение к богослужению и таинствам церкви у о. Анатолия очень серьезное, глубокое, с полным погружением. Такого же отношения батюшка ждал и от прихожан и всегда болезненно реагировал, сокрушался, когда видел расхлябанность в храме, особенно касаемо телефонных звонков и разговоров во время молитвы. Мог прерваться, сделать замечание и даже выставить нарушителей за дверь. Одним словом, не позволял вести себя в доме Божием, как на базаре».
«Отец Анатолий строг был в служении, чтобы молитва не была оплевана болтанием и пустыми разговорами, которые могут подождать». «Иногда я замечал, как он плачет на сугубых молитвах и проповедях. При всем его мужестве, было видно, как он любил Бога и таинства». «Когда он служил, то периодами как бы вытягивался и внимательно смотрел, всё ли нормально на службе».
«Батюшка очень трепетно относился к службам, был строг к нарушителям. И если кто-то от этого уходил из храма недовольным, батюшка очень огорчался этому, даже порой до слёз». «Батюшка наш был «монастырского» уклада. Говорят, что в миру все более мягкие, а вот наш отец был строг к себе, и это так чувствовалось, и на службе не давал болтать прихожанам, чтобы мы не забывали, где находимся!».
«Серьезный и ответственный, батюшка был строг и к себе, и к прихожанам. Например, приходя в храм, многие, особенно те, которые не часто его посещают, встречают своих знакомых и начинается процесс обмена информацией: «как дела?», «как поживаете?» и тому подобное. Всё это во время службы. И стоит в храме шепот и шелест. Батюшка мог строго сделать замечание, призвать к порядку.
Конечно, как священник и пастырь, он мог объединить людей. Службы и проповеди были на одном дыхании. Как мне казалось, батюшка был эмоциональный человек, хорошо пел. Поэтому службы проходили, как говорится, «на одном дыхании», как-то бодро и вдохновенно».
Ольга Ложкина. Продолжение (8 ч.) следует.
Фото из приходской летописи Свято-Успенского храма
(2)