Очень интересно знать историю появления тех или иных молитв. И, конечно, полезно понимать их смысл.
Так, в самом начале вечернего молитвенного правила, сразу после «Отче наш», звучат известные многим из нас тропари́:
Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це, гре́шнии прино́сим: помилуй нас.
В переложении на русский язык:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Не находя себе никакого оправдания, мы, грешные, приносим Тебе, как Владыке, эту молитву: помилуй нас!
Это текст из повече́рия — церковного богослужения. Состоит повечерие из трёх частей. Тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и следующие за ними входят во вторую часть; по своему составу эта часть покаянная.
Вот что читаем мы в «Учебном пособии для Духовных Семинарий» при объяснении богослужения повечерия: Осознание своей греховности и моление о помиловании содержится в произносимых после Трисвятого и «Отче наш» покаянных тропарях: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». /портал «Азбука веры»/.
Эти тропари — творение преподобного Иоанна Дамаскина́. Иоа́нн Дамаски́н — христианский Вселенский святой рубежа 7-8 веков; один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф.
Особенностью данных молитв является и то, что в храме, во время службы они поются, а в домашнем вечернем правиле мы их читаем.
Подготовила Ольга Ложкина, с опорой на православные источники
(42)