Ценность малых книг. «Утешение в смерти близких сердцу»

И вновь — небольшого формата прекрасная книга. Ее автор — епископ Гермоген; бывший протоиерей Константин Добронравин, как подчеркнуто в указании авторства.

Сначала он был женатым священником. После кончины любимой супруги батюшка написал книгу, которая излилась из самого сердца, истерзанного горем преждевременной утраты любимой матушки….

Много передумал он в это тяжкое время, искал утешения и в слове Божием, и в отеческих Писаниях, и в беседах с мудрыми людьми. Чудные ему были видения и откровения свыше. Плодом этой усиленной духовной деятельности осталось весьма назидательная книжка, изданная им под заглавием: «Утешение в смерти близких к сердцу». Она вышла в Санкт-Петербурге в 1854 году. Т.е. до принятия монашества.  

 

«Нет… Что ни говорите сердцу, а ему сродно горевать о потере близких; как ни удерживайте слезы, а они невольно струятся ручьем над могилой, в которой сокрыт родственный, драгоценный нам прах. Правда, – слезами не возвратить того, что взято могилой, – но потому-то и слезы струятся ручьем, что возврата нет из могилы… Я лишился, например, друга, которого жизнью я жил, и мне ли не плакать, когда вспомню, что тут в могиле погребено все мое счастье, тут сокрылись лучшие мои радости, сладостнейшие надежды мои?… Нем тот язык, который так сладко и утешительно делил со мной беседы и в часы радости, и в минуту скорби; замерло то дыхание, которое дышало одною ко мне любовью, и та нежная рука, которая так бережливо хранила меня, с такою охотою и любовью благотворила мне везде, охладела для меня – навсегда… Как слезам не литься? Могу ли не плакать, когда представлю себе, что это чело, в котором действовал некогда ум с такою силою, послужит пищею червей; это сердце, столь радостно трепетавшее жизнью и любовью, сделается добычею тления?… И бедный человек чего, чего не делает, к чему не прибегает, чтобы только облегчить сердечную скорбь? Но, увы!… все напрасно». (Выдержка из книги).

Но не только этими слезными воздыханиями полна книга. Автор, глубоко знающий Священное Писание и творения святых отцов, рассматривает и подсказывает способы помочь нашим усопшим — а заодно и самим себе. Ведь связь наша, бывшая близкой на земле, с уходом другого на небеса, не изменяется. Остается такой же тесной! Это многие из нас наверняка уже испытали на себе.

А как нежно и трепетно автор относится к кладбищам — он сравнивает их с … полями:

«…Смотрите же на кладбища, как на нивы, засеянные почившими, и поступайте так, как поступает земледелец с зерном, брошенным в землю. Что нужно для зерна, чтобы оно прозябло и принесло плод? Нужно, чтобы земля для него была удобрена. Итак, если участь усопшего дорога для вас, не щадите избытков вашего состояния, считайте их, вместе с Апостолом, за уметы, уделяйте их в память усопшего нищим, и вот это и будет для вашего усопшего то же, что удобрение для нивы.

Что нужно для зерна, брошенного в землю, чтобы оно прозябло и принесло плод? Нужен благорастворенный воздух, для которого потребны иногда и молнии и громы. Итак, пусть чаще над прахом вашего близкого курится фимиам, как воздух благорастворенный; пусть чаще, как молния, освещает мрак могилы пламенная и просветленная верою молитва ваша, пусть чаще здесь глубокие, молитвенные вздохи вашего сердца сливаются с песнопениями св. Церкви. Вашему сердцу будет легче и вашему усопшему будет отраднее.

Что нужно для зерна, брошенного в землю, чтобы оно прозябло и принесло плод? Нужно, чтобы чаще орошали его благовременный дождь и животворная роса. Пусть же чаще струится за упокой вашего родного пречистая кровь Божественного Агнца, и это то же будет для него, что благовременный дождь и роса для нивы…»

И это, напомним, в преддверии того времени, когда по России распространялось теософское учение Е.Блаватской. Согласно ему, милые православному русскому сердцу кладбища клеймились как «рассадники всяких эпидемий» и призывались поэтому быть уничтоженными (!).  (Диакон Андрей Кураев. «Кто послал Блаватскую?»)

Священник понятным языком описывает судьбу человеческого тела в Вечности. Выражая от имени всех христиан радость по поводу того, что мы — православные. И имеем все шансы встретиться со своими усопшими сродниками, о которых еще недавно так сильно грустили.

Через несколько лет овдовевший протоиерей Константин принял монашество с именем Гермогена. 8 октября того же года был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии.

 

Фотография Преосвященного Гермогена, епископа Псковского и Порховского 

В епископском сане он прожил 20 лет, скончавшись в 1893 году после тяжелой болезни.

В 1932 году, при закрытии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры тело святителя было найдено нетленным.

+++

Книга есть в фондах библиотеки Свято-Успенского храма с.Успенского. В электронном виде ее можно скачать с сайта «Азбука веры».

Материал на основе открытых православных источников сети Инернет

 

 

 

 

(59)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *