Новомученики земли Русской. Наши небесные покровители. Новомученица Анастасия (1922 год)

История подвига святой новомученицы Анастасии неотделима от подвига других исповедников церкви Русской, пострадавших за Христа в Ивановской епархии в 1922 году. Это священномученики Павел Светозаров и Иоанн Рождественский, мученики Петр Языков, Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергий Мефодиев.

Собор Шуйских новомучеников, на святом образе есть и мученица Анастасия 

Новомученица девица Анастасия — святая покровительница нашей юной прихожанки Насти Некрасовой.

День именин Анастасии — 10 мая

Лев Троц­кий пред­ста­вил чле­нам По­лит­бю­ро ин­струк­цию по про­ве­де­нию изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей, и она лег­ла в ос­но­ва­ние все­го пла­на изъ­я­тия.

2 ян­ва­ря 1922 го­да со­вет­ская власть из­да­ла де­крет об изъ­я­тии му­зей­но­го иму­ще­ства – раз­граб­ле­нии куль­тур­но­го на­сле­дия, со­бран­но­го на­ро­да­ми Рос­сии за ты­ся­чу лет.

Но и это­го бы­ло боль­ше­ви­кам недо­ста­точ­но. На­сту­пив­ший в стране по­сле граж­дан­ской вой­ны го­лод поз­во­лил им про­дол­жить граж­дан­скую вой­ну с ограб­ле­ни­ем хра­мов и убий­ства­ми свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Боль­ше­ви­ки хо­те­ли бы уни­что­жить сра­зу всю Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, но по­сколь­ку это рав­но­знач­но бы­ло бы уни­что­же­нию боль­шей ча­сти на­се­ле­ния то­гдаш­ней Рос­сии, на это они не ре­ши­лись, опа­са­ясь мас­со­вых воз­му­ще­ний кре­стьян.

В 1922 го­ду на­се­ле­ние об­ла­стей, охва­чен­ных го­ло­дом, со­став­ля­ло 23 мил­ли­о­на человек.

Для боль­ше­ви­ков это зна­чи­ло, что 23 мил­ли­о­на по­тен­ци­аль­ных вра­гов вы­ве­де­ны го­ло­дом из борь­бы и не смо­гут встать на за­щи­ту Церк­ви, ко­гда во­ору­жен­ные от­ря­ды по еди­но­му сиг­на­лу вый­дут гра­бить хра­мы и мо­на­сты­ри.

Еще до то­го, как со­вет­ские вла­сти ста­ли в офи­ци­аль­ной пе­ча­ти вы­ка­зы­вать бес­по­кой­ство по по­во­ду на­дви­га­ю­ще­го­ся го­ло­да, Пат­ри­арх Ти­хон в ав­гу­сте 1921 го­да об­ра­тил­ся с прось­бой о по­мо­щи к Пра­во­слав­ным Пат­ри­ар­хам, Рим­ско­му па­пе, ар­хи­епи­ско­пу Кен­тер­бе­рий­ско­му и епи­ско­пу Йорк­ско­му, а так­же к пра­во­слав­ным лю­дям Рос­сии и все­го ми­ра. Это бы­ли од­новре­мен­но и плач, и прось­ба, и вопль о по­мо­щи. Из глу­би­ны серд­ца со­стра­да­ю­ще­го, щед­ро­го и люб­ве­обиль­но­го толь­ко и мог­ла из­лить­ся по­доб­ная прось­ба. То­гда же по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха был ос­но­ван Все­рос­сий­ский Цер­ков­ный Ко­ми­тет по­мо­щи го­ло­да­ю­щим. В хра­мах и сре­ди ве­ру­ю­щих на­ча­лись сбо­ры средств; в го­ди­ну ве­ли­чай­шей скор­би Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь уве­рен­но и ав­то­ри­тет­но ста­но­ви­лась во гла­ве дви­же­ния по­мо­щи го­ло­да­ю­щим.

Но для со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства, на­саж­дав­ше­го в ка­че­стве го­судар­ствен­ной ре­ли­гии без­бо­жие, это бы­ло непри­ем­ле­мо, и оно по­тре­бо­ва­ло ро­спус­ка Все­рос­сий­ско­го Цер­ков­но­го Ко­ми­те­та и пе­ре­да­чи всех со­бран­ных средств го­су­дар­ству. Од­на­ко и пол­ное от­стра­не­ние Церк­ви от по­мо­щи го­ло­да­ю­щим бы­ло невы­год­но, ибо остав­ля­ло Цер­ковь за пре­де­ла­ми по­ли­ти­че­ской ин­три­ги, и в де­каб­ре 1921 го­да со­вет­ское пра­ви­тель­ство пред­ло­жи­ло Церк­ви сно­ва на­чать сбор средств в по­мощь го­ло­да­ю­щим».

Одна из фотографий, сделанных Фритьофом Нансеном в России
во время поездки по голодающим областям в 1921 году

...Боль­ше­ви­ки жда­ли от Пат­ри­ар­ха по­доб­но­го воз­зва­ния и де­я­тель­но­го уча­стия Церк­ви в сбо­ре де­неж­ных средств, но они ни­как не же­ла­ли, чтобы Цер­ковь вста­ла во гла­ве дви­же­ния по­мо­щи го­ло­да­ю­щим и, как бы­ва­ло в про­шлом, пуб­лич­но при­зы­ва­ла на­род к жерт­вен­но­сти, ми­ло­сер­дию и люб­ви. 26 фев­ра­ля вла­сти из­да­ли де­крет об изъ­я­тии «из цер­ков­ных иму­ществ, пе­ре­дан­ных в поль­зо­ва­ние груп­пам ве­ру­ю­щих… всех дра­го­цен­ных пред­ме­тов из зо­ло­та, се­реб­ра и кам­ней…», в том чис­ле всех освя­щен­ных пред­ме­тов. Де­крет бес­по­во­рот­но уни­что­жал доб­ро­воль­ность по­жерт­во­ва­ний, а свя­щен­ство вы­нуж­ден­но ста­вил в по­ло­же­ние свя­то­тат­цев.

Со­вет­ское пра­ви­тель­ство, из­дав де­крет об изъ­я­тии цер­ков­ных цен­но­стей, к са­мо­му изъ­я­тию не при­сту­па­ло до тех пор, по­ка во гла­ве все­го ме­ро­при­я­тия не встал Троц­кий. В на­ча­ле мар­та он воз­гла­вил сек­рет­ную ко­мис­сию, ко­то­рая долж­на бы­ла пол­но­стью взять под кон­троль про­цесс изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей.
11 мар­та Троц­кий, тре­буя в этом де­ле еди­но­на­ча­лия, пи­сал чле­нам По­лит­бю­ро[a]: «Ра­бо­та по изъ­я­тию цен­но­стей из мос­ков­ских церк­вей чрез­вы­чай­но за­пу­та­лась вви­ду то­го, что на­ря­ду с со­здан­ны­ми ра­нее ко­мис­си­я­ми Пре­зи­ди­ум ВЦИКа со­здал свои ко­мис­сии из пред­ста­ви­те­лей Пом­го­ла пред­се­да­те­лей Гу­бис­пол­ко­мов и Губ­фин­от­де­лов. Вче­ра на за­се­да­нии мо­ей ко­мис­сии в со­ста­ве тт. Троц­ко­го, Ба­зиле­ви­ча, Гал­ки­на, Ле­бе­де­ва, Ун­ш­лих­та, Са­мой­ло­вой-Зем­ляч­ки, Кра­си­ко­ва, Крас­но­ще­ко­ва и Са­про­но­ва мы при­шли еди­но­глас­но к вы­во­ду о необ­хо­ди­мо­сти об­ра­зо­ва­ния в Москве сек­рет­ной удар­ной ко­мис­сии… Эта ко­мис­сия долж­на в сек­рет­ном по­ряд­ке под­го­то­вить од­новре­мен­но по­ли­ти­че­скую, ор­га­ни­за­ци­он­ную и тех­ни­че­скую сто­ро­ну де­ла. Фак­ти­че­ское изъ­я­тие долж­но на­чать­ся еще в мар­те ме­ся­це и за­тем за­кон­чить­ся в крат­чай­ший срок… По­вто­ряю, ко­мис­сия эта со­вер­шен­но сек­рет­ная…

Про­шу ско­рей­ше­го утвер­жде­ния это­го по­ста­нов­ле­ния, как обя­за­тель­но­го для всех, во из­бе­жа­ние ка­кой бы то ни бы­ло даль­ней­шей пу­та­ни­цы».

Рас­тол­ко­вы­вая свою по­зи­цию по от­но­ше­нию к Рус­ской Церк­ви и ду­хо­вен­ству, Троц­кий пи­сал: «Вся стра­те­гия на­ша в дан­ный пе­ри­од долж­на быть рас­счи­та­на на рас­кол сре­ди ду­хо­вен­ства на кон­крет­ном во­про­се: изъ­я­тии цен­но­стей из церк­вей. Так как во­прос ост­рый, то и рас­кол на этой поч­ве мо­жет и дол­жен при­нять очень ост­рый ха­рак­тер, и той ча­сти ду­хо­вен­ства, ко­то­рая вы­ска­жет­ся за изъ­я­тие и по­мо­жет изъ­я­тию, уже воз­вра­та на­зад к кли­ке пат­ри­ар­ха Ти­хо­на не бу­дет. По­се­му по­ла­гаю, что блок с этой ча­стью по­пов мож­но вре­мен­но до­ве­сти до вве­де­ния их в Пом­гол, тем бо­лее что нуж­но устра­нить ка­кие бы то ни бы­ло по­до­зре­ния и со­мне­ния на­счет то­го, что буд­то бы изъ­ятые из церк­ви цен­но­сти рас­хо­ду­ют­ся не на нуж­ды го­ло­да­ю­щих».

Од­ни­ми из пер­вых жертв этой кам­па­нии ста­ли свя­щен­ни­ки и ми­ряне го­ро­да Шуи и се­ла Па­лех Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии – про­то­и­е­рей Па­вел Све­то­за­ров, свя­щен­ник Иоанн Рож­де­ствен­ский, Петр Ива­но­вич Язы­ков, Ни­ко­лай Мал­ков, Авк­сен­тий Ка­лаш­ни­ков, Сер­гей Ме­фо­ди­ев и де­ви­ца Ана­ста­сия.

Пер­вым был убит при­хо­жа­нин хра­ма Ни­ко­лай Мал­ков. Про­хо­дя по пло­ща­ди, он оста­но­вил­ся и крик­нул: «Пра­во­слав­ные, стой­те за ве­ру!» – и был тут же убит вы­стре­лом в ви­сок.

К упав­ше­му юно­ше под­бе­жа­ли де­ти, но бы­ли от­тес­не­ны ми­ли­ци­о­не­ра­ми. Один из них ска­зал им:
– Ес­ли вы не уй­де­те, стре­лять бу­дем.
Де­ти за­бе­жа­ли во двор бли­жай­ше­го до­ма и тем спас­лись от тес­нив­ших их ло­шадь­ми ми­ли­ци­о­не­ров.

Вто­рой бы­ла уби­та де­ви­ца Ана­ста­сия. Этим утром по пу­ти на фаб­ри­ку она оста­но­ви­лась у со­бо­ра, под­ня­лась вме­сте с дру­ги­ми на его сту­пе­ни – и там бы­ла за­стре­ле­на.  

Весь материал о шуйских новомучениках: Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский) «Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ап­рель». Тверь. 2006. С. 267-288

 Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Святые новомученики и исповедники, молите Бога о нас!

«Сонм новомучеников и исповедников велик и разнообразен. Здесь есть люди самых разных возрастов и профессий, разного сословного происхождения и жизненного пути. Одни были казнены быстро, других долго пытали, третьи годы, иногда десятки лет скитались по вязницам и лагерям, умирали от истощения, но везде мы видим горячую веру, несгибаемую волю, глубокую убеждённость и готовность идти до конца. Это те качества, которых так не хватает всем в нашем теплохладном, уютном и изнеженном мирке…»

(из доклада А.М.Лесовиченко на конференции «Российские Новомученики и Исповедники ХХ века», посвященная дню памяти Новомучеников и Исповедников Российских в Новосибирской Епархии 23.10.2011 г.)

 

 

(564)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *