Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник

Что пелось в седмицу перед Рождеством Христовым?

Тропарь, глас 4:
Гото́вися, Вифлее́ме: / отве́рзися всем Еде́ме, / красу́йся, Евфра́фо, / я́ко дре́во живота́ в верте́пе процвете́ от Де́вы: / рай бо О́ноя чре́во яви́ся мы́сленный, / в не́мже Боже́ственный сад, / от него́же я́дше, жи́ви бу́дем, / не я́коже Ада́м у́мрем. // Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший возста́вити о́браз.

Кондак, глас 3:
Де́ва днесь преве́чное Сло́во в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно: / лику́й, вселе́нная, услы́шавши, / просла́ви со А́нгелы и па́стырьми // хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.

..и вот наступает день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник.

«Собственно говоря, сочельник это не совсем праздник. Церковное название этого дня: «предпразднество Рождества Христова». Получается, что сочельник предваряет один из главных христианских праздников, служит, образно говоря, дверью в празднование Рождества Христова», — рассказывает нам прот. Андрей Феофанов в статье «Рождественский Сочельник: что это за праздник».

В Свято-Успенском храме с.Успенского с 07.00 было совершено богослужения Невечерия Рождества Христова. А накануне утром, 5 января, мы читали Великие, или Царские, часы с добавлением в каждый час ветхозаветных пророчеств о Рождестве Христовом, стихир,  Апостольских посланий и Евангелий… Служил Царские часы прот. Анатолий Ложкин.

Все ближе и ближе Праздник, и все насыщеннее становится ткань богослужения, готовя верующих к скорому появлению на свет Божий нашего Господа Иисуса Христа!

Литургию в день Навечерия Рождества Христова служил иерей Александр Шмигельский, исповедывали народ Божий прот. Анатолий Ложкин и иерей Димитрий Савенко. Много было в этот день причастников, ведь в Рождественский пост Литургий больше не будет.

Апостольское послание на Литургии читала Светлана Борисовна Савостина, на великой вечерне — матушка Ксения Шмигельская.

После завершения обедни, сразу же началась Великая вечерня.  На ней читались восемь паремий, также связанных с грядущим событием.

Икона «Древо Иессеево»: земная родословная Иисуса Христа

Вот как звучит и объясняется, например, 7-я паремия:

Текст: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведет бо мир на начальники, и здравие Его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов, и на царство его исправити е, и заступити е судьбою и правдою, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия.

Перевод: Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Смысл: Если открыть церковнославянский текст, то после слов ибо Младенец родился нам — Сын дан нам встречаем и нарицается имя Его: великаго совета Ангел. Великаго совета — так называемый Предвечный Совет между Лицами Пресвятой Троицы, который изображен на иконе преподобного Андрея Рублева.

Боковые Ангелы на ней своими внутренними контурами создают чашу, и перед ней Христос — Ангел в красно-синих одеждах. Этот Ангел Сам благословляет чашу напротив себя с жертвенным животным. Так Андрей Рублев символически приоткрывает, как на Предвечном Совете Слово Божие, Сын  принимает жертву, которую Ему предстоит принести потом на Кресте.

И затем мы слышим Его удивительные имена: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Имя Его: великого совета Ангел. «Ангел» переводится как «вестник» и Господь, воплощаясь, приносит нам весть о спасении. И Чудный потому что его красота отлична от нашей. Крепкий — потому что это тот Бог, на которого можно надеяться, Который никогда не оставит.

Князь мира — потому что Христос в Евангелии говорит:  Ныне князь мира сего изгнан будет вон», и этот «князь мира сего» — глава греховного общества, или сатана, который воскресением Господа будет изгнан. Тогда на земле воцарится истинный Князь мира. Отец вечности — потому что сама вечность существует только благодаря тому, что есть Бог. Он — ее Отец.

И что это за ревность Господа Саваофа? Ведь и во второй заповеди Господь называет себя «Богом ревнителем». Сейчас мы привыкли воспринимать ревность в бытовом ракурсе — между женой и мужем. Но библейская «ревность» — это очень сильное религиозное чувство, которое «поедает» человека или Бога при виде недолжного отношения к заповедям, к людям, при виде несправедливости. Мы говорим «ревность об Отечестве», когда видим, как оно страдает, в каком уничиженном положении оно находится. И наша ревность — это желание сделать все ради того, чтобы наше Отечество процветало. С таким же чувством и Бог хочет спасения человека. Он не посторонний наблюдатель, а заботливый и потому ревностный Отец.

«Предпразднество Христова Рождества — особый день в жизни христианина. Богослужение в храме полностью посвящено наступающему празднику. Оно отличается по своему чину как от будничных служб, так и от чина богослужения в сам день Рождества Христова. Завершается богослужение пением тропаря Рождества. Можно обратить внимание на то, что богослужебные песнопения, посвященные Рождеству Христову, звучат в храме задолго до наступления самого праздника. Так Церковь готовит своих чад к наступающему торжеству». Прот. Андрей Феофанов

Поэтому одним из самых ожидаемых моментов является окончание Великой вечерни,  когда священники исходят из Царских врат и посреди храма, перед иконой РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА поют тропарь и кондак!

И также, по традиции нашей общины, после богослужения прихожане остаются, чтобы нарядить и украсить Божий дом, приготовить вертеп для Младенца Христа!

Благодарим от души всех, кто не считаясь с домашними заботами и предпраздничными хлопотами, из года в год остаются для этого важного дела. Какую радость вы приносите своими стараниями и Господу, и всем приходящим на богослужения людям!!!

Воскресная школа для детей провела генеральную репетицию Рождественской ёлки. Мамы и бабушки, присутствующие на репетиции, старательно подпевали детям все песни и колядки, которые вскоре прозвучат на праздничном  концерте.

А еще в этот день именины празднует одна из наших старейших прихожанок, член общины Свято-Успенского храма с первых лет ее существования — Евгения Александровна Тарасенко. Сейчас она не живет в с.Успенском, но мы поддерживаем с ней молитвенную и телефонную связь. Сегодня, поздравляя ее с днем ангела, мы услышали просьбу от именинницы — поздравить всех прихожан Свято-Успенского храма с наступающим РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Что я и делаю.

Ольга Ложкина

 

 

 

 

 

 

 

(212)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *